Подход к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренный Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", основан на обеспечении исполнения обязательных требований при снижении административной нагрузки на контролируемых лиц. В рамках указанного подхода основной задачей государственного контроля (надзора), муниципального контроля является не привлечение контролируемого лица к ответственности, а предотвращение и устранение нарушений обязательных требований.
Вместе с тем действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключают привлечения контролируемого лица к административной ответственности в случае надлежащего исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Указанный факт может выступать только в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
При этом вопросы устранения значительного количества нарушений обязательных требований, выявляемых у государственных и муниципальных учреждений, связаны с компетенцией учредителя соответствующей организации (исполнительного органа субъекта Российской Федерации или администрации муниципального образования), в том числе по причине необходимости выделения дополнительного финансирования.
В связи с этим исполнение контролируемыми лицами предписаний об устранении таких нарушений взаимосвязано с принятием решений учредителями, то есть фактически в значительной степени находится вне пределов компетенции контролируемых лиц.
Необходимо проработать механизм, который позволил бы обеспечить устранение нарушений с учетом имеющихся ресурсов учредителя и контролируемого лица без привлечения бюджетных учреждений и их должностных лиц к административной ответственности.
Целесообразно предусмотреть, что после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение составляет индивидуальную "дорожную карту" по устранению нарушений, которая согласовывается с учредителем, а затем с контрольным (надзорным) органом в целях заключения соглашения об устранении нарушений.
Обязанность осуществления оценки достаточности финансирования, направленного на устранение выявленных нарушений обязательных требований, при заключении соглашения об устранении таких нарушений и утверждении плана мероприятий по проверке исполнения "дорожной карты" по устранению нарушений возлагается на учредителя. При этом такая оценка контрольным (надзорным) органом не осуществляется.
Контрольный (надзорный) орган разрабатывает и утверждает план мероприятий по проверке исполнения "дорожной карты". При этом после утверждения соглашения с "дорожной картой" предписание об устранении нарушения отменяется, а оценка устранения нарушений осуществляется исключительно посредством механизмов "дорожной карты".
Сведения о заключении соглашения и исполнении "дорожной карты" будут подлежать внесению в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения надлежащего контроля со стороны органов прокуратуры.
Для реализации указанного механизма необходимо дополнить Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положениями о порядке заключения соглашения с "дорожной картой".
Одновременно необходимо дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях корреспондирующими положениями, в соответствии с которыми надлежащее исполнение "дорожной карты" исключает привлечение бюджетных учреждений и их должностных лиц к административной ответственности, то есть является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению).
Кроме того, в целях процессуального обеспечения предлагаемого механизма необходимо предусмотреть, что дело об административном правонарушении в рассматриваемом случае не может быть возбуждено либо производство по такому делу приостанавливается на период времени, необходимый для реализации и оценки исполнения "дорожной карты".
При этом в целях недопущения злоупотреблений контролируемым лицом своим правом на реализацию "дорожной карты" необходимо предусмотреть приостановление течения сроков давности привлечения к административной ответственности на период действия указанных ограничений.
С учетом получения результатов практики применения предлагаемого регулирования необходимо рассмотреть вопрос о распространении механизма заключения соглашения на иные контролируемые лица.