На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации взят курс на цифровую трансформацию отраслей национальной экономики. Вместе с тем в большинстве отраслей российской экономики наблюдается дисбаланс в уровне цифрового развития, что во многом предопределяется характером указанных отраслей, одни из которых изначально тяготеют к использованию высоких технологий, другие являются в большей степени социально ориентированными и со временем постепенно адаптируют технологические нововведения в собственной деятельности.
Отрасль экологии и природопользования, находясь на стыке решения социальных, экономических и государственных задач и вопросов, в отношении уровня цифровизации не является исключением.
Инвентаризация информационных систем отрасли экологии и природопользования показала, что каждая из них является самодостаточным продуктом без возможности корректной интеграции с другими системами и реестрами. Невысокий уровень "цифровой зрелости" действующих программно-аппаратных комплексов и технологических решений, отсутствие единого ИТ-ландшафта препятствуют более упорядоченной, организованной работе и не всегда соответствуют запросам отрасли.
Таким образом, для достижения "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования необходимы использование единого "доменного" подхода и перевод информационных систем отрасли на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех".
Указанный подход обеспечит высокий уровень информационной безопасности и достижение технологического суверенитета.
Немаловажным аспектом является миграция в создаваемые (развиваемые) информационные системы накопленных исторических данных по отраслевым направлениям деятельности. Основной задачей в данном направлении является обеспечение целостности, полноты, объективности, измеримости, актуальности, открытости и сопоставимости данных, в том числе в рамках создания и развития информационных систем.
Ключевыми проблемами цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования в части внедрения и адаптации цифровых технологических решений являются:
ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях и в нестандартизированных цифровых форматах;
документоцентричная система управления, многозвеньевая вертикаль, сложная система распределения полномочий и ответственности;
широкое использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг или их невысокий уровень цифровизации;
отсутствие единых прозрачных бизнес-процессов осуществления функций органами государственной власти;
низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия;
высокая трудоемкость и низкая оперативность получения актуальной информации о состоянии природных ресурсов;
отсутствие единых стандартов сбора цифровой информации и обмена ее в рамках отраслевых направлений деятельности;
отсутствие механизмов развития и внедрения в производство российского отраслевого программного обеспечения и информационных технологий сбора, обработки и анализа информации о природных ресурсах;
отсутствие единых платформенных решений;
отсутствие единого стандарта ведения географических информационных систем;
отсутствие или низкий уровень покрытия широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на туристически привлекательных особо охраняемых природных территориях;
отсутствие единой технической политики и стратегии реализации цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в данной отрасли;
отсутствие взаимодействия (интеграционных возможностей) действующих информационных систем органов исполнительной власти;
отсутствие аппаратных серверных и пользовательских мощностей, отсутствие сети передачи данных;
недостаточный уровень достоверности, актуальности и полноты статистической информации и имеющихся баз данных;
отсутствие полномасштабного отраслевого регулирования в области применения методов искусственного интеллекта;
отсутствие единого канала сбора информации и предоставления обратной связи по имеющимся комплексным экологическим вопросам;
отсутствие достоверных и актуальных данных по количеству отходообразователей, объему и морфологии отходов производства и потребления различных классов опасности;
отсутствие механизма учета и контроля потоков отходов;
отсутствие возможности формирования комплексного тура для посещения особо охраняемых природных территорий (единой системы бронирования);
критическая зависимость от иностранного программного обеспечения (платформы для сбора, хранения и визуализации данных технологических процессов) и высокотехнологичного оборудования.