РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Принят
Государственной Думой
14 декабря 2023 года
Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2023 года
Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 1, ст.10; 2008, N 20, ст.2260; N 26, ст.3015; N 30, ст.3616; N 45, ст.5148; 2009, N 1, ст.17; 2011, N 30, ст.4596; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322; 2013, N 19, ст.2331; 2015, N 7, ст.1018) следующие изменения:
1) в абзаце девятом статьи 3 слова "общественных организаций (объединений)" заменить словами "общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций";
2) в абзаце третьем пункта 1 статьи 9 слова "общественных экологических организаций (объединений) и движений" заменить словами "общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций";
3) статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы
1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, аттестованный в установленном порядке и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
2. Эксперт государственной экологической экспертизы аттестуется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы на безвозмездной основе.
Порядок аттестации экспертов государственной экологической экспертизы, в том числе требования к таким экспертам, форму заявления об аттестации эксперта, перечень областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положение об аттестационной комиссии, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условия, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена с учетом особенностей, предусмотренных таким порядком, а также порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
4. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
формулировать особое мнение об объекте государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
6. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу документов и (или) документации с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и предоставлять заключения по таким документам и (или) документации;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, замечаний по объекту государственной экологической экспертизы, поступивших в ходе общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений и других некоммерческих организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
давать на заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы разъяснения заказчику документов и (или) документации в отношении имеющихся замечаний к представленным на государственную экологическую экспертизу документам и (или) документации;
обеспечивать сохранность документов и (или) документации и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
7. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке.";
4) в наименовании главы IV слова "И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)" заменить словами ", ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ДРУГИХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ";
5) в статье 19:
а) в наименовании слова "и общественных организаций (объединений)" заменить словами ", общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций";
б) в абзаце первом пункта 1 слова "и общественные организации (объединения)" заменить словами ", общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации";
6) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Общественная экологическая экспертиза
1. Общественная экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями.
2. Не вправе инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также граждане:
1) признанные иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
2) лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;
3) признанные недееспособными;
4) имеющие гражданство иностранного государства.";
7) статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
3. Общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документы и (или) документацию, подлежащие экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
4. Экспертом общественной экологической экспертизы является лицо, соответствующее требованиям, указанным в статьях 16 и 20 настоящего Федерального закона.
5. На экспертов и руководителя экспертной комиссии, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные пунктом 3, абзацами вторым, третьим, пятым, восьмым пункта 6 статьи 16, пунктом 2 статьи 20, статьями 30-34 настоящего Федерального закона.
Эксперты и руководитель экспертной комиссии, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, не вправе передавать документы и (или) документацию, подлежащие общественной экологической экспертизе, третьим лицам.
Аттестация экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, а также формирование и ведение реестра экспертов осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.";
8) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии регистрации заявления общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о ее проведении органами местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, на территориях которых планируется хозяйственная и иная деятельность, а также к территориям которых прилегают внутренние морские воды, в случае проведения общественной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпунктах 11, 18 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, территории или население которых могут быть затронуты последствиями намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций допускается создание единой экспертной комиссии.
2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
3. В заявлении общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы, сведения о лицах, инициировавших проведение общественной экологической экспертизы (наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения) для общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, фамилия, имя, отчество (при наличии) для граждан Российской Федерации), в том числе сведения о соответствии таких лиц требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
4. Общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале, сроке и результатах ее проведения в порядке, определенном органом местного самоуправления, осуществившим регистрацию заявления общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о проведении общественной экологической экспертизы.";
9) статью 24 изложить в следующей редакции:
"Статья 24. Отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
1. В регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
общественное объединение и другая негосударственная некоммерческая организация на день обращения за регистрацией заявления о проведении общественной экологической экспертизы не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены;
лицо, инициировавшее проведение общественной экологической экспертизы, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;
указанные в заявлении кандидатуры лиц, привлекаемых к проведению общественной экологической экспертизы, не соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Перечень оснований для отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.
3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.";
10) статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы