В России бремя преждевременной смертности, связанной с алкоголем, особенно высоко. Так, по оценке Всемирной организации здравоохранения, связанная с алкоголем смертность в России составила в 2016 году 21,6 процента, в том числе 23,1 процента среди мужчин и 19,9 процента среди женщин. В совокупности это составило 407,8 тыс. человек.
По данным федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", в 2018 году связанная с алкоголем смертность составила в России 196 тыс. человек (11 процентов), из них 146 тыс. среди мужчин (16,3 процента) и 50 тыс. среди женщин (5,5 процента).
Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", обращает внимание на высокий уровень потребления алкоголя. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", отмечается, что уровень смертности обусловлен также распространенностью алкоголизма.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2021 году заболеваемость населения алкоголизмом и алкогольными психозами составила 1195924 человека (816 случаев на 100 тыс. человек), в 2022 году - 1167401 (794 случая на 100 тыс. человек). Потребление алкоголя является также одной из причин формирования сердечнососудистых заболеваний, отдельных форм онкологических заболеваний и заболеваний органов пищеварения.
С 2009 по 2020 год в Российской Федерации действовала Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р (далее - Концепция до 2020 года). В Концепции до 2020 года были предусмотрены меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации (21 мера).
В целях реализации Концепции до 2020 года были приняты системные меры по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе") был введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
Согласно Концепции до 2020 года потребление алкоголя составляло на момент ее принятия 18 литров этанола на душу населения в год. Принятые меры привели к снижению общего потребления алкогольной продукции. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с утвержденной этим Министерством методикой оценки среднедушевого потребления алкоголя в Российской Федерации потребление алкоголя снизилось к 2021 году до 8,82 литра этанола на душу населения. При этом потребление алкогольной продукции, произведенной вне государственного контроля, снизилось на 45 процентов. Розничные продажи алкогольной продукции с 2008 по 2021 год снизились на 48 процентов (с 10,1 литра до 6,3 литра этанола на душу населения).
Потребление алкогольной продукции снизилось с 8,82 литра в 2021 году до 8,62 литра этанола на душу населения в 2022 году. Употребление крепкой алкогольной продукции в 2022 году составило 4,9 литра. Доля крепкой алкогольной продукции в общем объеме потребления алкоголя составила в 2022 году 57,4 процента (в 2019 году - 58,4 процента, 2020 году - 56,8 процента, 2021 году - 57,2 процента).
Таким образом, поставленная в Концепции до 2020 года задача по изменению структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего объема потребления алкогольной продукции была выполнена.
Важными результатами реализации Концепции до 2020 года являются легализация алкогольного рынка, недопущение и пресечение противоправной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, исключение присутствия на рынке нелегальной и контрафактной продукции и замещение ее легальной продукцией. Так, сокращение нелегального сегмента рынка подтверждается увеличением поступлений акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. С 2017 года рост поступлений составил 11,8 процента (2017 год - 363 млрд. рублей, 2021 год - 405,1 млрд. рублей).
Таким образом, меры по снижению доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени и мероприятия по легализации алкогольного рынка были реализованы.
В связи с этим в Концепции сделан больший упор не на регуляторные меры, а на меры в области профилактики заболеваний, вызванных злоупотреблением алкогольной продукцией, информирования населения о пагубном влиянии алкоголя на здоровье и формирования мотивации к ведению здорового образа жизни.
В рамках Концепции до 2020 года проводилась организация массовых информационно-коммуникационных кампаний с использованием основных каналов коммуникации (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), затрагивающих тему отказа от потребления алкоголя и обеспечивающих широкий охват населения Российской Федерации в возрасте от 12 лет и старше, а также с использованием просветительских мер по формированию здорового образа жизни среди населения.
Указанные меры требуют дальнейшего развития в рамках Концепции. Предусматривается, что решение задач Концепции будет осуществлено в том числе посредством информирования населения о вреде пагубного потребления алкоголя и преимуществах трезвого образа жизни, мотивирования к снижению потребления алкоголя, вовлечения объединений работодателей и профессиональных союзов в распространение на рабочих местах информации о рисках, связанных с потреблением алкоголя.
Несмотря на принятые в рамках Концепции до 2020 года меры, сохраняется проблема скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к которой наиболее чувствительны молодые люди. В связи с этим Концепция предусматривает меры по привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, новым видам отдыха и досуга с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни, несовместимых с пагубным потреблением алкоголя.
К одной из задач Концепции до 2020 года относилась профилактика злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости. Наиболее эффективными мерами по реализации этой задачи являлись:
разработка и реализация в местах работы граждан мер антиалкогольной политики, основанной на профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;
обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на семью.
В Концепции задача по развитию системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией, повышению качества и доступности помощи лицам с алкогольной зависимостью сохранена и расширена. В настоящее время также требуются разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на защиту групп населения, наиболее подверженных потреблению алкоголя, например, коренных малочисленных народов, социально уязвимых групп населения, потребляющих алкоголь, несовершеннолетних в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. В частности, к мерам по реализации указанной задачи отнесены:
расширение практики раннего выявления пагубного потребления алкоголя и профилактического консультирования лиц для его недопущения в рамках оказания медицинской помощи;
разработка и внедрение мер по профилактике фетального алкогольного синдрома;
совершенствование деятельности созданных в субъектах Российской Федерации специализированных организаций по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения;
разработка мер по повышению приверженности к диспансерному наблюдению лиц с алкогольной зависимостью.
Свою эффективность в сфере социальной адаптации и ресоциализации лиц с алкогольной зависимостью показывают такие направления, как консультирование по принципу "равный равному", организация работы групп взаимопомощи для лиц с алкогольной зависимостью, привлечение молодежных и волонтерских организаций к мероприятиям по укреплению ценностей здорового образа жизни, несовместимых с пагубным потреблением алкоголя. В связи с этим такие меры требуют дальнейшей реализации в рамках Концепции.
В рамках реализации Концепции до 2020 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения", в соответствии с которым создаются специализированные организации для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Порядок работы указанных специализированных организаций требует последовательного совершенствования.
Реализация Концепции до 2020 года сопровождалась снижением связанных с алкоголем заболеваемости и смертности. Так, с 2008 по 2021 год заболеваемость алкоголизмом снизилась на 55 процентов (с 81,4 случая до 36,6 случая на 100 тыс. человек), контингенты больных алкоголизмом снизились на 49 процентов (с 1391 человека до 715 человек на 100 тыс. человек), госпитализации с алкогольными психозами - на 58,3 процента (с 99,3 случая до 41,4 случая на 100 тыс. человек). Смертность от причин, непосредственно обусловленных алкоголем, снизилась с 2011 (начало сбора показателя) по 2021 год на 24 процента (с 42,7 случая до 32,5 случая на 100 тыс. человек). Смертность от случайных отравлений алкоголем снизилась с 2008 по 2021 год на 62 процента (с 16,9 случая до 6,4 случая на 100 тыс. человек). Указанные данные подтверждают, что такая цель Концепции, как повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией была достигнута в существенной степени.
Успех государственной политики, направленной на борьбу с вредным потреблением алкоголя, связан с реализацией всего комплекса антиалкогольных мер, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения на основе международных исследований.
Исследования подтвердили эффективность выбранной Российской Федерацией стратегии, основанной на введении комплексных антиалкогольных мер. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения отметила успехи Российской Федерации в снижении потребления алкоголя и ассоциированных с ним заболеваемости и смертности в специальном докладе. В рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была вручена Российской Федерации премия за инновационный и комплексный подход к борьбе с употреблением алкоголя.