ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об информации Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.В.Куренкова об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 8 ноября 2023 года информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.В.Куренкова об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.В.Куренкова об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Принять к сведению выступления аудитора Счетной палаты Российской Федерации О.Г.Савельева, председателя Комитета Государственной Думы по контролю О.В.Морозова, председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции В.И.Пискарева.
3. Отметить в целом высокую эффективность работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. Одобрить деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по обеспечению эффективного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, позволившую значительно уменьшить ущерб от воздействия негативных факторов природного и техногенного характера, в том числе пожаров, снизить уровень опасностей в периоды половодья и паводков.
5. Поддержать реализуемый Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий курс на совершенствование деятельности органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обратив особое внимание на целесообразность проведения профилактических визитов в условиях моратория на проверки.
6. Отметить, что, несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, в ряде субъектов Российской Федерации сохраняется риск возникновения сложной паводковой ситуации, происходят природные и техногенные пожары, аварии на подземных объектах. Серьезную опасность для населения представляют взрывы бытового газа в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных и жилых домах.
Необходимо признать, что не во всех субъектах Российской Федерации законодательные и исполнительные органы и органы местного самоуправления своевременно реагировали на возникновение чрезвычайных ситуаций и не все должностные лица оказались способны принимать решения, направленные на эффективное предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах.
7. Поддержать приоритетное рассмотрение Государственной Думой проектов федеральных законов:
N 326718-8 "О безопасности людей на водных объектах";
8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить подготовку проектов нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений:
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности людей на водных объектах";
в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части определения порядка разработки и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Советом Евразийской экономической комиссии от 5 октября 2021 года N 100 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021);
2) рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих:
закрепление статуса ветерана боевых действий за военнослужащими спасательных воинских формирований, сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и работниками Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющими (выполнявшими) работы по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины в период проведения специальной военной операции;
возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.16, 14.1, 19.20 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выявлены при рассмотрении сообщений по фактам пожаров;
возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выявлены при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;
введение административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности при проектировании систем противопожарной защиты, допущенные лицами, получившими в установленном порядке квалификационный аттестат на право такого проектирования;
3) предусмотреть обеспечение жилыми помещениями сотрудников территориальных органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
4) проанализировать практику применения правил охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в субъектах Российской Федерации, оценить эффективность и соразмерность действующих норм;
5) разработать комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности туристских услуг, оказываемых гражданам при осуществлении ими поездок по внутренним туристским маршрутам;
6) обсудить вопрос о сохранении, поддержании в готовности к использованию по предназначению и техническом обслуживании защитных сооружений гражданской обороны (бомбоубежищ), которые используются для укрытия населения;
7) проработать вопрос о завершении строительства национального аэромобильного центра подготовки шахтеров и горноспасателей в городе Новокузнецке.
9. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации проработать вопрос о выделении Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2024 - 2026 годах бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий:
1) по завершению строительства национального аэромобильного центра подготовки шахтеров и горноспасателей в городе Новокузнецке;
2) по проектированию, строительству и оснащению арктических комплексных аварийно-спасательных центров в поселке городского типа Диксоне, поселках Сабетта и Тикси, а также по их дальнейшему содержанию;
3) по проектированию, строительству объекта для размещения авиационно-спасательного звена Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городе Анадыре, а также по его дальнейшему содержанию.
10. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
1) подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в части совершенствования деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих противофонтанные работы);
2) подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794" (в части функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
3) рассмотреть вопрос о совершенствовании системы сбора, обработки и предоставления информации, формируемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в субъектах Российской Федерации (далее - система-112), в целях информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения общественной безопасности, в том числе совершенствования механизма контроля функционирования системы-112;
4) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проработать вопрос о проведении комплексных учений по получению заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов на одном из однотипных объектов, расположенных в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
5) продолжить работу по дальнейшему совершенствованию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:
1) принять меры по приведению систем оповещения населения в состояние постоянной готовности к использованию и по обеспечению готовности систем оповещения населения;
2) предусмотреть строительство объектов пожарной инфраструктуры в рамках программы комплексного развития территорий;
3) предусмотреть в региональных программах финансирование единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, установки и обслуживания автономных дымовых пожарных извещателей в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных и жилых домах, которые не подлежат защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения населения и управления эвакуацией людей при пожаре и в которых проживают многодетные семьи и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
4) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области организовать работу по созданию (восстановлению) систем оповещения населения, а также системы-112.
12. Поручить Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
13. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2024 года.
14. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Счетную палату Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
15. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин
Москва
7 декабря 2023 года
N 5354-8 ГД
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"