Рынок потребления телекоммуникационного оборудования в Российской Федерации за 2022 год составил 1 трлн. рублей (450 млрд. рублей - сетевое телекоммуникационное оборудование, 550 млрд. рублей - пользовательское телекоммуникационное оборудование). Потребление телекоммуникационного оборудования ведомственными сетями связи оценивается в 100 млрд. рублей. По данным единого реестра российской радиоэлектронной продукции, по состоянию на апрель 2023 г. существовало 1564 позиции российского телекоммуникационного оборудования.
В 2022 году российская отрасль связи столкнулась с санкционными ограничениями в части поставок телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Уход с российского рынка иностранных производителей мотивирует государство обеспечить сопоставимый объем инвестиций в разработку современных технологий и производство российских программно-аппаратных комплексов и телекоммуникационного оборудования на уровне мировых лидеров в данной сфере. Так, в 2022 году операторы "Большой четверки" подписали форвардные контракты с российскими производителями на поставку до конца 2030 года около 75 тыс. единиц базовых станций мобильной связи.
В сложившихся условиях в целях обеспечения устойчивого функционирования единой сети электросвязи Российской Федерации стало необходимым обеспечить достижение технологического суверенитета в отрасли связи.
Зависимость от иностранных производителей определяет риски и угрозы, оказывающие существенное влияние на работу российских сетей электросвязи.
В 2022 году российская отрасль связи столкнулась с блокированием доступа к обновлению и попыткам получения несанкционированного доступа к управлению оборудованием, что потребовало отключения эксплуатируемого иностранного оборудования от информационных систем технической поддержки производителей телекоммуникационного оборудования из недружественных стран и создания "стабилизированных версий". Уход с российского рынка иностранных производителей телекоммуникационного оборудования в условиях ужесточения санкций способствует разработке и переходу на собственные технологии и программно-аппаратные комплексы, формирует условия для возможности производства высококачественного российского оборудования, способного заменить иностранное оборудование в ближайшие 5 лет.
Сложившиеся на российском рынке телекоммуникационного оборудования условия привели к необходимости разработки и утверждения понятия технологического суверенитета в отрасли связи и метода оценки его уровня, а также постановки измеримых целей по существенному повышению уровня технологического суверенитета в отрасли связи на горизонте реализации Стратегии.
Технологический суверенитет в отрасли связи - способность государства обеспечить управляемость сетями электросвязи и всеми пользовательскими устройствами (включая любые устройства, которые формируют электрический сигнал и передают информацию), находящимися в пределах территории Российской Федерации. Требуется введение механизма оценки технологического суверенитета в отрасли связи. Управляемость сетями электросвязи и пользовательскими устройствами - это способность государства обеспечить:
самостоятельное управление сетью электросвязи, услугами, которые предоставляются с использованием сети электросвязи, и доступом к контенту на пользовательских устройствах при отсутствии доступа иностранных государств к системе управления телекоммуникационным оборудованием и сетью электросвязи, а также пользовательскими устройствами;
самостоятельное техническое обслуживание телекоммуникационного оборудования, образующего сети электросвязи, и пользовательских устройств, подключаемых к сетям электросвязи Российской Федерации;
возможность разработки и производства российских телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств на основе российских "сквозных" технологий либо наличие управляемых иностранных каналов поставок;
устойчивое функционирование сетей электросвязи, телекоммуникационного оборудования и оконечных устройств;
контроль за подключением оконечных устройств, находящихся в границах Российской Федерации, к внешним сетям электросвязи без использования единой сети электросвязи Российской Федерации.
Технологический суверенитет обеспечивается в двух основных формах:
исследование, разработка и внедрение критических и "сквозных" технологий;
производство высокотехнологичной продукции, основанное на указанных технологиях.
Унификация технологий оказания услуг на основе пакетных сетей передачи данных ведет к потреблению полного набора услуг на одном пользовательском устройстве с использованием 3 критических технологий доступа для сетей фиксированной связи (использующих для передачи данных волоконно-оптические линии связи), мобильной связи (4G, 5G, 6G), спутниковой связи (среднеорбитальные и низкоорбитальные группировки и системы). С целью концентрации государственных ресурсов необходимо стимулировать потребителей других технологий к переходу на использование критических технологий.
Учитывая, что для указанных критических технологий необходимо применение волоконно-оптических линий связи, требуется:
обеспечить формирование в Российской Федерации полного технологического цикла производства всех типов оптического волокна для магистральных наземных и подводных линий связи, фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет", включая технологию изготовления преформ для вытяжки оптического волокна;
обеспечить формирование в Российской Федерации полного технологического цикла производства подводных волоконно-оптических линий связи для обеспечения строительства и ремонта подводных волоконно-оптических линий связи (включая строительство специализированных морских кабельных судов и производство оборудования для них в Российской Федерации);
обеспечить формирование в Российской Федерации полного технологического цикла разработки и производства оборудования цифровых волоконно-оптических транспортных систем со спектральным разделением каналов (DWDM/OTN) с достаточными техническими характеристиками.
Вместе с тем архитектура современных и перспективных сетей связи (как фиксированных, так и мобильных) предусматривает ключевую роль такого элемента, как пакетное ядро сети, создаваемое в виде программного комплекса, развернутого на масштабируемой серверной платформе в центре обработки данных.
Таким образом, для достижения и поддержания технологического суверенитета в отрасли связи необходимо обеспечить развитие российских технологий ядра сети и соответствующего серверного оборудования, применяемого также для широкого класса вычислительных задач. При этом для обеспечения безопасной передачи информации в необходимых случаях должны использоваться сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации.
Необходимость повышения уровня технологического суверенитета в отрасли связи с одновременным поддержанием функционирования инфраструктуры связи и высокого уровня качества и доступности предоставляемых услуг связи требует пересмотра подходов к использованию иностранных телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения вне зависимости от оказываемого извне санкционного давления. Представляется необходимым обеспечить:
соответствие телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю требованиям по безопасности информации и иным требованиям в сфере технического регулирования, в том числе требованию об исключении выполнения телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением недекларированных функций;
утверждение критериев и методики отнесения телекоммуникационного оборудования к категории доверенного телекоммуникационного оборудования, которые позволят дифференцированно использовать различные классы (категории) телекоммуникационного оборудования для решения различных задач в сетях связи;
определение органов или организаций, уполномоченных осуществлять отнесение телекоммуникационного оборудования к категории доверенного телекоммуникационного оборудования, включая Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральную службу по техническому и экспортному контролю;
организацию в Российской Федерации разработки и серийного производства телекоммуникационного и другого оборудования для построения сетей связи, а также необходимой для такого оборудования электронной компонентной базы;
нормативное закрепление поэтапного перехода на использование в единой сети электросвязи Российской Федерации российского доверенного телекоммуникационного оборудования;