Действующий

О Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года

2. Ключевые инициативы


Для достижения целей Стратегии необходимо рассмотреть возможность реализации следующих ключевых инициатив.

Инициатива 1 предусматривает снижение издержек операторов связи и центров обработки данных при развертывании инфраструктуры, в том числе на объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в многоквартирных домах, а также включение мероприятий по организации доступа на объекты линейной инфраструктуры смежных отраслей экономики в проектно-сметную документацию при реализации интегрированных проектов развития магистральной инфраструктуры.

Упрощение процессов создания и модернизации сетей связи, а также обеспечение доступа операторов связи к инфраструктуре для размещения сетевого оборудования, в том числе для повышения конкурентоспособности рынка (сокращения возможностей возникновения недобросовестной конкуренции), будет способствовать удовлетворению спроса на доступные и качественно предоставляемые услуги связи. Указанное снижение издержек может быть достигнуто путем:

введения унифицированного порядка доступа операторов связи к объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и объектам, созданным за счет или с привлечением бюджетных средств, в целях размещения на них объектов связи;

обеспечения безвозмездного размещения сетей связи и доступа к ним операторов связи в многоквартирных домах (за исключением оплаты потребляемой оператором связи электрической энергии);

упрощения доступа к пространственно распределенным объектам линейной инфраструктуры смежных отраслей экономики (например, опор, линий электропередачи, столбов, канализации) за счет реализации интегрированного проектирования при строительстве и модернизации дорог, трубопроводов, электроэнергетических сетей и других объектов;

упрощения доступа операторов связи к информации о существующих и планируемых к созданию объектах линейной инфраструктуры, в том числе об объектах в сферах электроснабжения, газоснабжения, транспорта и иных сферах;

обеспечения интегрированной разработки проектной документации, предусматривающей разграничение прав и обязанностей участников проектов развития магистральной инфраструктуры с учетом их отраслевой принадлежности, стратегических целей и требований законодательства Российской Федерации;

создания межведомственного координационного органа, обеспечивающего единство планирования при реализации проектов развития магистральной инфраструктуры.

Учитывая межведомственный характер требующих урегулирования вопросов, реализация указанной инициативы организационно должна обеспечиваться межведомственными координационными органами, способными обеспечить баланс интересов профильных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, такими межведомственными координационными органами должны рассматриваться вопросы обеспечения связью транспортной инфраструктуры, создания условий для развития услуг связи вдоль автомобильных дорог, вопросы, связанные с эффективным совместным развитием инфраструктуры связи и электроэнергетической инфраструктуры, а также с обеспечением упрощенного доступа к объектам энергетики.

Инициатива 2 предусматривает рациональное и экономически эффективное распределение ресурсов сетей связи между потребителями их услуг.

В настоящее время в Российской Федерации сформировался зрелый рынок интернет-сервисов и их поставщиков. Капитализация и объем бизнеса его участников стали сопоставимыми или даже превысили капитализацию и объем бизнеса операторов связи.

Значительный рост потребления "тяжелого" интернет-трафика (в частности, просмотра видео в сети "Интернет", который за последние годы достиг 80 процентов от всего размера интернет-трафика) начал приводить к деградации качества услуг связи для всех пользователей, так как операторы связи ограничены в своей возможности по перенесению затрат на конечных абонентов и имеют производственные и финансовые ограничения по скорости расширения пропускной способности сетей связи. Проблема усугубляется тем, что любые улучшения качества услуг связи операторами связи ведут к симметричному повышению разрешения транслируемого видео (то есть нагрузки на сети связи) со стороны поставщиков видеосервисов, что ведет к устойчивому снижению качества услуг сети для всех потребителей, а значит сдерживает развитие цифровизации всех секторов экономики, не связанных с развлечениями, и ведет к повышению издержек в экономике на развитие и эксплуатацию сетей связи исключительно в интересах сегмента информационно-развлекательных услуг. При этом появляются новые виды развлекательных цифровых услуг, способных еще сильнее увеличить нагрузку на сети связи со стороны развлекательных сегментов ("облачный гейминг", трансляция VR-контента через сеть "Интернет" и др.).

Вместе с тем существующие в настоящее время тенденции все более широкого использования сетей связи для управления объектами критической инфраструктуры, внедрения беспилотных транспортных средств, систем "умного города", городской безопасности и применения прочих технологий определяют появление все более строгих требований к гарантии значений скорости передачи данных и задержки передачи сигнала в сетях связи. При этом современные и перспективные технологии связи, в частности 5G, изначально предусматривают возможность создания в рамках одной физической сетевой инфраструктуры нескольких логических (виртуальных) сетей с заранее заданными гарантированными параметрами скорости и задержки (например, технология "нарезки сети").

Таким образом, с одной стороны, существует тенденция к увеличению стимулируемой по принципу положительной обратной связи загрузки сетей связи в интересах крупнейших интернет-компаний (поставщиков информационно-развлекательных услуг), которые являются основными бенефициарами использования сетей связи и при этом не несут справедливую часть издержек, связанную со строительством и эксплуатацией этих сетей, в силу исторически сложившегося принципа сетевой нейтральности. С другой стороны, наметилась тенденция на появление и расширение числа сервисов, требующих предоставления услуг сети связи с гарантированными параметрами скорости и задержки, что поддерживается современными технологическими решениями.

Сохранение указанных тенденций в дальнейшем приведет к деградации инфраструктуры связи с последующими мультипликативными эффектами для всех его потребителей.

Учитывая изложенное, необходимо проработать вопрос взаимодействия между телекоммуникационными компаниями и интернет-компаниями в целях определения соразмерных условий участия в развитии сетей связи с сохранением гарантированного бесплатного доступа граждан к обязательным общедоступным телеканалам во всех средах вещания и распространения контента и на всех интернет-площадках.

Инициатива 3 предусматривает расширение поддержки производства и внедрения российского телекоммуникационного оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

Расширение поддержки производства и внедрения российского телекоммуникационного оборудования будет осуществляться посредством анализа и модернизации нормативно-правовой базы в области мер государственной поддержки в целях разработки новых и совершенствования существующих механизмов поддержки, необходимых для достижения целей Стратегии, в пределах предусмотренного финансирования путем повышения эффективности его использования.

Целесообразно проработать вопросы:

софинансирования расходов российских разработчиков на разработку оборудования;

предоставления льготных кредитов российским производителям оборудования в целях формирования складских запасов компонентов для производства оборудования;

предоставления операторам связи льготных кредитов для приобретения российского оборудования в рамках заключенных долгосрочных контрактов;

компенсации операторам связи части превышения стоимости поставляемого российского оборудования над стоимостью аналогов, поставляемых из иностранных государств;

нормативного закрепления необходимости поэтапного перехода на использование в единой сети электросвязи Российской Федерации российского доверенного телекоммуникационного оборудования;

формирования номенклатуры и объемов требуемого для единой сети электросвязи Российской Федерации доверенного телекоммуникационного оборудования на перспективу до 2035 года;

разработки и внедрения образовательных программ по подготовке специалистов, необходимых для разработки и производства доверенного телекоммуникационного оборудования.

Также следует проработать вопрос введения утилизационного (отраслевого) сбора на телекоммуникационное оборудование.