Действующий

О Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года

Тенденции в сфере государственного регулирования отрасли связи


Обозначенные тенденции связаны с появлением новых сервисов и технологий и с увеличением требований к сетям связи. Такие тенденции приводят к необходимости постоянного наращивания инвестиций в технологическое перевооружение и развитие сетевой инфраструктуры со стороны операторов связи. Это создает дополнительное финансовое давление на отрасль связи во многих странах мира. Поэтому государственные регуляторы разрабатывают и применяют новые подходы к перераспределению ресурсов отрасли связи (в том числе радиочастотных), чтобы создать благоприятные условия для развития телекоммуникационной инфраструктуры.

К таким подходам можно отнести совместное строительство и использование пространственно распределенных объектов линейной инфраструктуры. Телекоммуникационные компании, так же как и электросетевые, транспортные, тепло- и газораспределительные компании, ведут бизнес, связанный со строительством и последующей эксплуатацией пространственно распределенных объектов линейной инфраструктуры. Совместная эксплуатация инфраструктуры (опор, столбов, канализации и других объектов) несколькими сетевыми компаниями из разных отраслей экономики позволяет сократить срок окупаемости вложений в ее создание и снизить совокупные эксплуатационные расходы взаимодействующих компаний.

Многие иностранные государственные регуляторы усиливают взаимодействие таких инфраструктурных компаний из разных секторов экономики, регулируют порядок их совместного использования инфраструктуры, устанавливают сроки рассмотрения организациями заявок от других компаний с необходимостью четко описывать основания для отказа, порядок ценообразования при использовании чужой инфраструктуры.

Развивается практика создания открытых для участников рынка информационных ресурсов, содержащих сведения о существующих или планируемых к реализации проектов по созданию сетей связи с совместным использованием инфраструктуры.

Еще одной тенденцией, связанной с оптимизацией финансирования развития и поддержания отрасли связи, является распределение части издержек, связанных со строительством и эксплуатацией сетей связи, на крупные интернет-компании, которые генерируют существенный объем трафика и являются основными бенефициарами создания сетей связи с широкополосным доступом к сети "Интернет". Во многих странах, в частности в Республике Корея, Республике Индии и странах Европейского союза, на законодательном уровне крупные интернет-компании обязаны заключать с операторами связи на разумных основаниях соглашения о платежах за использование инфраструктуры и вносить тем самым вклад в эксплуатацию и развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

К значимым тенденциям государственного регулирования сферы связи за рубежом необходимо отнести целенаправленные усилия регуляторов иностранных государств в повышении уровня технологического суверенитета в отрасли связи путем системного и неуклонного стимулирования производства национального телекоммуникационного оборудования, а также его внедрения на национальных сетях связи.

Значение сетей связи как неотъемлемой части критической информационной инфраструктуры, необходимой для управления государством и обеспечения его обороноспособности, выдвигает во многих странах на первый план вопросы создания и внедрения телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, отвечающих национальным требованиям по безопасности информации, а также минимизации зависимости государства от импортных технологий. Для этого применяется широкий спектр механизмов государственной поддержки, в том числе государственный заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансовая поддержка национальных разработчиков телекоммуникационного оборудования, механизмы льготного финансирования закупок и внедрения операторами связи национального телекоммуникационного оборудования, таможенные барьеры для импорта иностранного телекоммуникационного оборудования, прямые запреты на его использование, экономические санкции в отношении иностранных компаний - разработчиков телекоммуникационного оборудования и т.д.

Обозначенные меры в той или иной степени применяются различными странами, например, Соединенными Штатами Америки, Китайской Народной Республикой, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Республикой Индией, допускающими при этом импорт и использование иностранного телекоммуникационного оборудования (и его компонентов) в условиях невозможности обеспечить создание полностью независимого от иностранных технологий оборудования.

В Российской Федерации также усиливается внимание регуляторов к вопросам обеспечения информационной безопасности в оборудовании сетей связи.