4.1 Уровень ответственности железнодорожных и автодорожных тоннелей принимают в соответствии с ГОСТ 27751 и классом сооружения:
- нормальный уровень ответственности - тоннели протяженностью менее 500 м, класс сооружений КС-2;
- повышенный уровень ответственности - тоннели протяженностью равной 500 м или более, класс сооружений КС-3.
4.2 Принимаемые технические решения, конструкции и материалы для вновь строящихся тоннелей должны обеспечивать безопасность эксплуатации в течение всего жизненного цикла с расчетным сроком службы не менее 100 лет. Межремонтный срок определяют продолжительностью нормальных условий эксплуатации с учетом технического состояния и возможности обеспечения первоначально установленных показателей функционирования. Межремонтные сроки строительных конструкций постоянных устройств должны составлять не менее 50 лет.
4.3 Выбор вариантов трассы тоннелей и комплекса сооружений тоннельных переходов осуществляют на основе сравнения с вариантами трасс и комплексов сооружений мостовых переходов (для подводных тоннелей) и вариантов трасс обходов барьерных мест (препятствий) в плане и в профиле препятствия (для горных тоннелей).
Трассу тоннеля выбирают на основе результатов инженерных изысканий и технико-экономического сравнения вариантов трассы тоннеля.
При выборе варианта трассы оценивают воздействие на окружающую среду (ОВОС) для каждого варианта строительства и эксплуатации объекта с расчетом ущерба окружающей среде и стоимости мероприятий по его предотвращению.
Трассы городских тоннелей и комплексов сооружений тоннельного перехода принимают в соответствии с проектируемыми трассами городских железных и автомобильных дорог, с учетом градостроительных условий, планов перспективного развития и проектов планировки территорий (ППТ).
4.4 Следует избегать расположения тоннелей в зонах тектонических разломов, оползневых участков, в местах повышенного водосбора (в логах, под седловинами водоразделов), в карстоопасных районах, через пласты горных пород, насыщенных нефте- и газопродуктами, а порталов и припортальных участков тоннеля - в местах возможного схода снежных лавин, селевых потоков и камнепадов.
В зонах развития опасных геологических процессов необходимо проектировать защитные сооружения или предусматривать мероприятия в соответствии с СП 116.13330, обеспечивающие необходимую защиту порталов и припортальных участков тоннелей.
4.5 Тоннели, штольни и другие подземные притоннельные сооружения, в подземных выработках, должны иметь постоянную обделку, за исключением притоннельных сооружений, располагаемых в крепких невыветривающихся скальных грунтах.
4.6 Входы в тоннель и штольни с дневной поверхности и выход должны быть укреплены и архитектурно оформлены в виде порталов, оголовков, рамп или наклонных газонов.
4.7 Транспортные тоннели следует охранять в соответствии с [4].
4.8 На всех этапах жизненного цикла транспортного тоннеля, включая планирование, выбор трассы, подготовку задания на проектирование, расчеты и рабочее проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт, допускается использовать, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57563, СП 328.1325800, СП 331.1325800, СП 333.1325800, СП 404.1325800, СП 471.1325800, методы информационного моделирования, обеспечивающие высокий уровень организационно-проектных и технологических решений, сокращение сроков проектирования и строительства, снижение стоимости, высокую надежность и безопасность эксплуатации сооружения.