Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке
1. Настоящие требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (далее соответственно - Требования, дополнительная общеобразовательная программа, слушатели), определяют минимальный уровень знаний и умений, которыми должен обладать слушатель в результате освоения дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой федеральной государственной образовательной организацией.
2. При освоении дополнительной общеобразовательной программы слушатели должны изучить основные (обязательные для освоения общеобразовательные предметы, определенные в пункте 4 Требований для каждого профиля дополнительной общеобразовательной программы) и дополнительные общеобразовательные предметы (обеспечивающие освоение дополнительной общеобразовательной программы, в том числе освоение индивидуальной образовательной траектории, которые федеральная государственная образовательная организация выбирает самостоятельно из перечня, предусмотренного пунктом 4 Требований для каждого профиля). Федеральная государственная образовательная организация вправе определить дополнительные элективные учебные предметы (необходимые для большей профессионализации дополнительной общеобразовательной программы), перечень которых, требования к их освоению, общий объем часов, в том числе аудиторных, федеральная государственная образовательная организация устанавливает самостоятельно.
3. При подготовке к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке слушателю необходимо освоить дополнительную общеобразовательную программу в общем объеме не менее 2160 академических часов (далее - часы). Освоение дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в форме аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателя. Объем аудиторных занятий составляет не менее 50 процентов от общего количества часов, предусмотренных на изучение основных и дополнительных общеобразовательных предметов.
В дополнительной общеобразовательной программе на изучение русского языка должно быть предусмотрено не менее 612 аудиторных часов.
4. Слушатели, которые планируют дальнейшее обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), в соответствии с профилем дополнительной общеобразовательной программы должны освоить следующие общеобразовательные предметы:
а) по естественно-научному профилю:
основные общеобразовательные предметы: русский язык, математика, химия и физика;
дополнительные общеобразовательные предметы: биология, информатика, география, история;
б) по инженерно-техническому и технологическому профилю:
основные общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика и информатика;
дополнительные общеобразовательные предметы: химия, черчение, история и обществознание;
в) по гуманитарному профилю:
основные общеобразовательные предметы: русский язык, обществознание, история и литература;
дополнительные общеобразовательные предметы: математика, биология, информатика, география и естествознание;
г) по экономическому профилю:
основные общеобразовательные предметы: русский язык, история, обществознание и математика;
дополнительные общеобразовательные предметы: информатика, естествознание и география;
д) по медико-биологическому профилю:
основные общеобразовательные предметы: русский язык, биология, химия и физика;
дополнительные общеобразовательные предметы: математика, информатика, обществознание и история.
5. Слушатели, планирующие дальнейшее обучение по образовательным программам высшего образования (программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки), должны освоить основные, дополнительные общеобразовательные предметы, а также определенные федеральной государственной образовательной организацией элективные учебные предметы дополнительной общеобразовательной программы (за исключением общеобразовательного предмета "Русский язык", освоение которого является обязательным в рамках дополнительной общеобразовательной программы) в пределах количества часов, предусмотренного пунктом 3 Требований, и в соответствии с направлением подготовки образовательной программы высшего образования, по которой в дальнейшем слушатель планирует обучение.
Минимальный уровень знаний и умений, которыми должны обладать слушатели, планирующие дальнейшее обучение по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, в результате освоения общеобразовательных предметов дополнительной общеобразовательной программы, определяется федеральной государственной образовательной организацией самостоятельно (за исключением определяемого Требованиями минимума знаний и умений, которыми должны обладать слушатели в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Русский язык" дополнительной общеобразовательной программы).
6. Слушатели, планирующие дальнейшее обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), в результате освоения основных общеобразовательных предметов дополнительной общеобразовательной программы должны:
а) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Русский язык":
знать:
русский алфавит; гласные и согласные звуки; ударение и ритмику; правила произношения; состав слова; имя существительное; одушевленные и неодушевленные имена существительные; род и число; склонение имен существительных; значение и употребление падежей; местоимения; значение, склонение и употребление местоимений; числительное; имя прилагательное; род и число; полные и краткие прилагательные; склонение имен прилагательных; степени сравнения прилагательных; глагол; инфинитив; несовершенный и совершенный виды глагола; время глагола; спряжение глагола; глагольное управление; переходные и непереходные глаголы; глаголы с частицей -ся; глаголы движения без приставок и с приставками; понятие о причастии; функции причастий; понятие о деепричастии; функции деепричастий; наречие; степени сравнения наречий; предлоги и их значения; союзы и их значения; частицы и их значения; простое и сложное предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения; выражение определительных отношений, времени, места, причины, условия, уступки, цели в простом и сложном предложениях; активные и пассивные конструкции; прямая и косвенная речь; правила перевода прямой речи в косвенную; нормы речевого этикета; универсальные конструкции научного стиля речи; лексику в объеме не менее 3000 единиц (учебно-научная, социально-культурная и социально-бытовая сферы);