Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Программа подготовки лиц, желающих принять па воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки) не является образовательной программой, деятельность по реализации программы не относится к предмету регулирования законодательства об образовании. Программа подготовки включает минимальные требования к формированию Программы подготовки органами опеки и попечительства и (или) организациями, осуществляющими подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители), определяет структуру, тематический план, форму проведения подготовки, общую трудоемкость, а также итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители. Программа подготовки осуществляется бесплатно на русском языке в очной форме. Прохождение Программы подготовки является обязательным для всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
Подготовка нижеперечисленных категорий граждан может осуществляться по их заявлению и (или) по обращению органов опеки и попечительства:
близких родственников ребенка (родственники по прямой восходящей линии (бабушки, дедушки), полнородные и неполпородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено по их вине;
лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
отчима, мачехи ребенка, подавших заявление о его усыновлении (удочерении).
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства.
2. Цели и задачи подготовки кандидатов в приемные родители
2.1. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в целях оказания психологической и правовой помощи этим лицам, а также для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:
2.2.1. Подготовка граждан к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и исследование гражданами их воспитательных компетенций, родительских навыков и ресурсов семьи для воспитания и содержания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, а также образования и развития.
2.2.2. Помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью.
2.2.3. Ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей.
2.2.4. Профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей, и снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей.
3. Содержание Программы подготовки кандидатов в приемные родители
3.1. Содержание Программы подготовки кандидатов в приемные родители состоит из тематического плана, наименования и содержания разделов (тем) Программы подготовки. Общая трудоемкость Программы подготовки должна составлять не менее 63 и не более 80 академических часов, из них не менее 70% академических часов практических занятий.
3.2. Тематический план Программы подготовки содержит разделы обязательные к изучению, но может быть дополнен иными разделами (темами), на усмотрение органов опеки и попечительства и (или) организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, с учетом принципов клиентоцентричности. Последовательность изучения разделов Программы подготовки может быть адаптирована и изменена с учетом потребностей кандидатов в приемные родители.
N п/п | Наименование раздела | Всего часов | Лекции | Тренинги | Индивидуальное консультирование |
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 7 | 1 | 3 | 3 |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 9 | 1,5 | 6,5 | 1 |
3 | Этапы развития ребенка | 2 | 1 | 1 | - |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 1 | 3 | - |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 1 | 3 | - |
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 6 | 1 | 3 | 2 |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 8 | 1,5 | 6,5 | - |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 4 | 1 | 3 | - |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 2 | 1 | 1 | - |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 7 | 1 | 6 | - |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 2 | 2 | - | - |
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | - | 2 | - |
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговая аттестация | 6 | - | - | 6 |
Итого | 63 | 13 | 38 | 12 |
3.3. Содержание разделов Программы подготовки: