Действующий

Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (государственных (муниципальных) организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее соответственно - сетевая единица, организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.

2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры обеспечиваются:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов и многофункциональных культурных центров;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

3. Условия оптимального размещения организаций культуры устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

4. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и входящие в их состав внутригородские территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, могут устанавливать нормы и нормативы оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры исходя из оценки потребностей населения и с учетом особенностей территориального развития.

5. Разработка нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 ГрК РФ, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

________________

Части 1 и 2 статьи 29.2 ГрК РФ.

В целях обеспечения доступности в нормативах градостроительного проектирования рекомендуется предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц может подразумевать в том числе их укрупнение (присоединение), за исключением учреждений, расположенных в сельской местности, а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривает учет:

вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

нормативного значения (количества) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;

показателя территориальной доступности (время в пути до объекта культуры).

7. Нормативная потребность городского округа с внутригородским делением определяется исходя из норм и нормативов, определенных для городского округа.

8. Расчет нормативной потребности в строительстве объектов культуры дополнительно учитывает мощность объектов культуры (количество мест на 1000 человек).

9. Расчет нормативного значения численности населения на сетевую единицу дополнительно использует метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше, чем 5, то увеличение не производится.

10. Условия оптимального размещения объектов культуры могут учитывать:

существующая обеспеченность населения объектами культуры;

функциональное многообразие организаций культуры;