Наименование | Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях) |
Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) - психологической готовности к реабилитации или абилитации | |
Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования | |
Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации) | |
Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет | |
Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида | |
Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития | |
Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам - получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования | |
Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность | |
Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов | |
Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию | |
Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении | |
Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы | |
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации | |
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения | |
Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений | |
Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения | |
Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния | |
Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования | |
Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах | |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления | |
Необходимые умения | Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам |
Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики | |
Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях | |
Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми | |
Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению | |
Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации | |
Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности | |
Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады | |
Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности | |
Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение | |
Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов | |
Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов | |
Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий | |
Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации | |
Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни | |
Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям | |
Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан | |
Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха | |
Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций | |
Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц | |
Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами) | |
Оформлять профессиональную документацию и отчетность | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи | |
Методы и способы оценки психического состояния людей | |
Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями | |
Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности | |
Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности | |
Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния | |
Методы формирования мотивации к труду и обучению | |
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты | |
Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) | |
Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология | |
Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) | |
Психология зависимости, девиантология | |
Возрастная психология, основы геронтологии | |
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) | |
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) | |
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан | |
Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп | |
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации | |
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) | |
Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты) | |
Современные требования к отчетности и качеству представления документации | |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц | |
Другие характеристики | Соблюдать требования профессиональной этики |
________________
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".