Наименование | Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей |
Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот | |
Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем | |
Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации) | |
Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов | |
Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации | |
Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку | |
Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями | |
- | Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми |
Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем | |
Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования) | |
Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью | |
Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями | |
Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка | |
Необходимые умения | Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка |
Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами | |
Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры) | |
Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей | |
Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов | |
Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи | |
Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации | |
Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми | |
Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц | |
Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей |
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми | |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности | |
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) | |
Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях | |
Основы русского жестового языка как лингвистической системы | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология | |
Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) | |
Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм | |
Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении | |
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей | |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих) | |
Инструментарий, методы работы с семьей | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации | |
Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи / вмешательства со стороны специалистов | |
Другие характеристики | Соблюдать требования профессиональной этики |
Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
________________
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р.