Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере"

     3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей

Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот

Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем

Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации)

Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации

Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку

Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями

-

Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми

Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем

Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования)

Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью

Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями

Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка

Необходимые умения

Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка

Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами

Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры)

Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов

Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи

Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации

Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми

Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Порядок предоставления социальных услуг

Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

Основы русского жестового языка как лингвистической системы

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология

Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих)

Инструментарий, методы работы с семьей

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи / вмешательства со стороны специалистов

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью

________________

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р.