Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОПЛАТЫ ТРУДА, ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ПИСЬМО

от 29 сентября 2023 года N 14-6/ООГ-6134

Об обязанности организации сообщать в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника, не предоставившего документы воинского учета, в 2-недельный срок



Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел в пределах компетенции ваше обращение от 20.09.2023 N ОГ-443944 по вопросу осуществления воинского учета работников и сообщает.

<...>

Законодательством Российской Федерации обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (подп.6 п.1 ст.8 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне", подп.11 п.1 ст.9 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", ст.4 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).

В соответствии с частью первой статьи 65 ТК РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти две категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п.14 Положения о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение).

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2022. - N 28. - С.6-38. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 28, 29. - Ред.

В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы N 10, в пункте 28 Положения названы:

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство), - для призывников;

военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.

Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативных правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с подпунктом б пункта 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения: Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 Положения обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.

В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в 2-недельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.

Заместитель Директора Департамента
А.В.Фролова



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

N 29, октябрь 2023

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»