Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14097-2023 Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Общая схема, включающая принципы и требования к оценке и отчетности по инвестиционной и финансовой деятельности, связанной с изменением климата

Введение

     

0.1 Влияние действий финансирующих организаций на достижение климатических целей

Каждое решение о финансировании или инвестировании имеет определенное воздействие на климат, положительное или отрицательное, и (или), в свою очередь, может подвергаться влиянию изменения климата. Данное обоюдное влияние принято рассматривать как "двойную существенность", т.е. и то, как изменение климата влияет на ценность той или иной компании, и то, как деятельность компании оказывает воздействие на климат путем сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) в реальном секторе экономики, снижая уязвимость к воздействиям изменения климата и повышая устойчивость к ним.

Для достижения целей Парижского соглашения 2015 года [12] и сохранения стабильности в финансовой системе миру необходим переход к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике. Для поддержания этого перехода нужно предпринять масштабное перераспределение капитала от высокоуглеродных в пользу низкоуглеродных объектов, объектов с отрицательными выбросами, а также объектов, которые являются устойчивыми в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В дополнение к поощрению финансирования уже декарбонизированных или низкоуглеродных видов деятельности (например, в сфере возобновляемой энергии) также важно стимулировать финансирование действий по переходу к декарбонизации отраслей и секторов, производящих выбросы ПГ, в рамках финансирования климатически значимой деятельности, способствующей предотвращению изменения климата. Финансирование климатического перехода следует рассматривать как финансирование коммерческих структур на пути к достижению целей Парижского соглашения и целей по снижению воздействий на климат каждой страны по отдельности. Несмотря на то, что зеленые инвестиции простираются через границы стран по всему миру, пути перехода в соответствии с Парижским соглашением могут различаться от региона к региону и от страны к стране в зависимости от структуры отраслей промышленности, а также от той роли, которую они играют в общей глобальной цепочке создания стоимости. Поэтому "финансирование перехода" должно реализовываться в рамках инклюзивного и гибкого подхода, который может быть применен при различных обстоятельствах в тех или иных странах и регионах без исключения отдельных секторов, отраслей или технологий, причем каждая страна или регион должны учитывать дополнительные особенности исходя из существующих обстоятельств.

Финансирующим организациям в данной трансформации отведена ключевая роль, так как их повседневные решения могут влиять на поведение "объектов инвестиций" (компаний, клиентов, заемщиков) в реальном секторе экономики. Такое влияние может включать планы капитальных затрат и расходов на исследования и разработки, решения вывести (или не вывести) из эксплуатации высокоуглеродные объекты, а также иные аспекты корпоративных стратегий. Аналогичным образом финансирующие организации способны влиять на инвестиционные решения клиентов ввиду своей потенциально широкой роли кредиторов, финансовых консультантов или управляющих активами. Повседневные решения финансирующих организаций могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для достижения климатических целей.

Большинство финансирующих организаций управляют своими активами без четкой привязки своих целей и конкретных стратегий к вопросам изменения климата. Решения финансирующих организаций и связанные с ними действия способны влиять на объекты инвестиций, которые оказывают воздействие на климат и могут быть подвержены рискам, связанным с изменением климата. Любой результирующий эффект, который допускается считать непреднамеренным, может иметь положительные или отрицательные последствия как для климата, так и для активов финансирующих организаций. В настоящем стандарте финансирующие организации ассоциированы с "финансирующими организациями, не имеющими климатических целей".

В отличие от них, некоторые финансирующие организации явным образом стремятся содействовать достижению климатических целей либо путем постановки четких задач, либо путем разработки конкретных стратегий, связанных с изменением климата. В настоящем стандарте под финансирующими организациями подразумеваются "финансирующие организации, имеющие климатические цели". Финансирующие организации влияют на объекты инвестиций посредством "климатических проектов", которые приводят к предотвращению изменения климата или улучшению адаптации, включая, в частности, следующее:

- использование прав голоса, связанных с долями владения;

- использование полномочий влияния в качестве кредиторов;

- установление условий, связанных с кредитованием или выпуском ценных бумаг;

- предоставление финансирования на привилегированных условиях для целевых проектов, испытывающих дефицит финансов;

- ведение информационно-разъяснительной работы.

Активная роль финансового сектора в поддержке слаженных всеобщих усилий по достижении международных климатических целей признана в статье 2.1 с Парижского соглашения [12], а также следующими организациями и инициативами (список неполный):

- Организация Объединенных Наций (исследование в рамках Программы ООН по окружающей среде, платформа климатических проектов для негосударственных субъектов рабочей группы ООН по вопросам изменения климата);