ГОСТ Р ИСО 14097-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПАРНИКОВЫМИ ГАЗАМИ И СВЯЗАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общая схема, включающая принципы и требования к оценке и отчетности по инвестиционной и финансовой деятельности, связанной с изменением климата
Greenhouse gas management and related activities. Framework including principles and requirements for assessing and reporting investments and financing activities related to climate change
ОКС 03.060, 13.020.20
Дата введения 2024-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2023 г. N 938-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14097:2021* "Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Общая схема, включающая принципы и требования к оценке и отчетности по инвестиционной и финансовой деятельности, связанной с изменением климата" (ISO 14097:2021 "Greenhouse gas management and related activities - Framework including principles and requirements for assessing and reporting investments and financing activities related to climate change", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
0.1 Влияние действий финансирующих организаций на достижение климатических целей
Каждое решение о финансировании или инвестировании имеет определенное воздействие на климат, положительное или отрицательное, и (или), в свою очередь, может подвергаться влиянию изменения климата. Данное обоюдное влияние принято рассматривать как "двойную существенность", т.е. и то, как изменение климата влияет на ценность той или иной компании, и то, как деятельность компании оказывает воздействие на климат путем сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) в реальном секторе экономики, снижая уязвимость к воздействиям изменения климата и повышая устойчивость к ним.
Для достижения целей Парижского соглашения 2015 года [12] и сохранения стабильности в финансовой системе миру необходим переход к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике. Для поддержания этого перехода нужно предпринять масштабное перераспределение капитала от высокоуглеродных в пользу низкоуглеродных объектов, объектов с отрицательными выбросами, а также объектов, которые являются устойчивыми в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В дополнение к поощрению финансирования уже декарбонизированных или низкоуглеродных видов деятельности (например, в сфере возобновляемой энергии) также важно стимулировать финансирование действий по переходу к декарбонизации отраслей и секторов, производящих выбросы ПГ, в рамках финансирования климатически значимой деятельности, способствующей предотвращению изменения климата. Финансирование климатического перехода следует рассматривать как финансирование коммерческих структур на пути к достижению целей Парижского соглашения и целей по снижению воздействий на климат каждой страны по отдельности. Несмотря на то, что зеленые инвестиции простираются через границы стран по всему миру, пути перехода в соответствии с Парижским соглашением могут различаться от региона к региону и от страны к стране в зависимости от структуры отраслей промышленности, а также от той роли, которую они играют в общей глобальной цепочке создания стоимости. Поэтому "финансирование перехода" должно реализовываться в рамках инклюзивного и гибкого подхода, который может быть применен при различных обстоятельствах в тех или иных странах и регионах без исключения отдельных секторов, отраслей или технологий, причем каждая страна или регион должны учитывать дополнительные особенности исходя из существующих обстоятельств.
Финансирующим организациям в данной трансформации отведена ключевая роль, так как их повседневные решения могут влиять на поведение "объектов инвестиций" (компаний, клиентов, заемщиков) в реальном секторе экономики. Такое влияние может включать планы капитальных затрат и расходов на исследования и разработки, решения вывести (или не вывести) из эксплуатации высокоуглеродные объекты, а также иные аспекты корпоративных стратегий. Аналогичным образом финансирующие организации способны влиять на инвестиционные решения клиентов ввиду своей потенциально широкой роли кредиторов, финансовых консультантов или управляющих активами. Повседневные решения финансирующих организаций могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для достижения климатических целей.
Большинство финансирующих организаций управляют своими активами без четкой привязки своих целей и конкретных стратегий к вопросам изменения климата. Решения финансирующих организаций и связанные с ними действия способны влиять на объекты инвестиций, которые оказывают воздействие на климат и могут быть подвержены рискам, связанным с изменением климата. Любой результирующий эффект, который допускается считать непреднамеренным, может иметь положительные или отрицательные последствия как для климата, так и для активов финансирующих организаций. В настоящем стандарте финансирующие организации ассоциированы с "финансирующими организациями, не имеющими климатических целей".
В отличие от них, некоторые финансирующие организации явным образом стремятся содействовать достижению климатических целей либо путем постановки четких задач, либо путем разработки конкретных стратегий, связанных с изменением климата. В настоящем стандарте под финансирующими организациями подразумеваются "финансирующие организации, имеющие климатические цели". Финансирующие организации влияют на объекты инвестиций посредством "климатических проектов", которые приводят к предотвращению изменения климата или улучшению адаптации, включая, в частности, следующее:
- использование прав голоса, связанных с долями владения;
- использование полномочий влияния в качестве кредиторов;
- установление условий, связанных с кредитованием или выпуском ценных бумаг;
- предоставление финансирования на привилегированных условиях для целевых проектов, испытывающих дефицит финансов;
- ведение информационно-разъяснительной работы.
Активная роль финансового сектора в поддержке слаженных всеобщих усилий по достижении международных климатических целей признана в статье 2.1 с Парижского соглашения [12], а также следующими организациями и инициативами (список неполный):
- Организация Объединенных Наций (исследование в рамках Программы ООН по окружающей среде, платформа климатических проектов для негосударственных субъектов рабочей группы ООН по вопросам изменения климата);
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):
- G20 (исследовательская группа по зеленому финансированию);
- Европейская Комиссия посредством Плана действий по финансированию устойчивого роста (2018) [16]; Руководство по предоставлению информации, имеющей отношение к климату (2019) [17], Директивы по нефинансовой отчетности (2014) [18] и Рекомендации по нефинансовой отчетности (2017) [19];
- различные органы финансового надзора и центральные банки по всему миру, которые объединились в Сообщество по повышению экологичности финансовой системы (NGFS);
- Принципы ответственного банковского дела ООН;
- созданный ООН Альянс владельцев чистых активов.
В этом контексте настоящий стандарт устанавливает принципы, требования и рекомендации по определению, мониторингу, оценке и отчетности о действиях финансовых учреждений, связанных с изменением климата, и их соответствующем вкладе в достижение климатических целей. Данная система (схема) может применяться как финансирующими организациями, которые целенаправленно реализуют климатические проекты, так и финансирующими организациями, не имеющими климатических целей или стратегий.
Для финансирующих организаций, имеющих климатические цели, система построена на базе теории изменений, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Подход на основе теории изменений
Процесс в теории изменений предполагает определение всех необходимых и достаточных условий, требуемых для достижения долгосрочного результата и определенного воздействия. Теория изменений поясняет, каким путем будет осуществляться климатический проект для достижения (ожидаемого) воздействия. Для этого рассматриваются причинные связи между целью, поставленной финансирующей организацией, климатическим проектом, планируемым финансирующей организацией для достижения поставленной цели, эффектом климатического проекта и, наконец, результатом, ведущим к воздействию.
Для финансирующих организаций, не имеющих климатических целей, система описывает схему отражения данных об изменениях выбросов ПГ в финансовых портфелях объектов инвестиций, а также принятые решения и действия, которые могут иметь отношение к объектам инвестиций, связанным с увеличением или уменьшением количества выбросов.
0.2 Финансовые последствия изменения климата для финансового сектора
В финансовом секторе переход к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике и отрицательное воздействие вследствие экологических потрясений и предпочтений гражданского общества могут влиять на оценку активов и тем самым приводить к появлению как рисков, так и возможностей для финансирующих организаций.
В 2016 году Совет по финансовой стабильности (FSB) G20 инициировал создание группы под руководством частного сектора - Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD), которая изучила связанные с климатом риски и возможности и разработала ряд рекомендаций высокого уровня в отношении раскрытия информации об оценке и управлении связанными с климатом рисками и возможностями.
Связанные с климатом риски и возможности для финансового сектора также были признаны многими финансовыми регуляторами и надзорными органами по всему миру, включая Европейскую Комиссию, G20 и NGFS.
После выхода рекомендаций TCFD в 2017 году [13] различными организациями был разработан и находится в процессе разработки ряд методологических структур, систем отчетности и раскрытия информации, призванных помочь заинтересованным сторонам измерять и отражать в отчетах риски и возможности, связанные с климатом.
В этом контексте настоящий стандарт вносит вклад в реализацию рекомендаций TCFD [13], предлагая руководящие указания по раскрытию информации о выявлении, оценке и управлении рисками и возможностями, связанными с климатом, а также о соответствующих климатических проектах.
Настоящий стандарт также может использоваться для корреляции климатических и финансовых показателей деятельности.
0.3 Рекомендации по применению настоящего стандарта
Финансирующая организация имеет финансовые и прочие цели своей коммерческой деятельности. По вопросам, касающимся изменения климата, для интеграции связанных с климатом аспектов в свои инвестиционные и кредитные процессы финансирующая организация может иметь различные мотивы. К ним относятся, в частности, следующие цели:
a) понимание и контроль рисков, связанных с изменением климата и использование возможностей;
b) содействие достижению климатических целей посредством влияния, оказываемого на объекты инвестиций.
Настоящий стандарт устанавливает требования и рекомендации для процессов, вводимых для достижения поставленных целей. В зависимости от своих целей, финансирующая организация применяет разделы настоящего стандарта для решения следующих задач:
- контроль рисков изменения климата и использование возможностей: раздел 5 содержит требования и рекомендации по определению, оценке и раскрытию рисков и возможностей, связанных с изменением климата;
- понимание своего вклада в достижение климатических целей: раздел 6 описывает схему для определения, контроля и оценки влияния климатического проекта и для оценки выбросов ПГ, связанных с инвестированием, а также для финансирования действий тех объектов инвестиций, для которых не проводится никаких климатических проектов.
Примечание - См. блок-схему в приложении A, где указаны различные пункты и подпункты настоящего стандарта.
Бизнес-решения финансирующей организации допускается принимать только на основе финансовых целей (или по крайней мере без учета климатических целей). Однако такие решения финансирующей организации также могут оказывать воздействие на климат и, следовательно, на достижение ее климатических целей, а также подвергать деятельность финансирующей организации климатическим рискам. В этом случае финансирующая организация должна следовать указаниям раздела 7, чтобы оценить изменения выбросов ПГ и тенденции, связанные с объектами инвестиций в ее портфеле (см. раздел 5 также для раскрытия климатических рисков).
Так как данная схема может использоваться для самых разных целей, в том числе финансирующими организациями, не имеющими климатических целей или стратегий, важно отметить, что соответствие настоящему стандарту не равно высоким амбициям (намерениям) или успеху климатических проектов. Пользователям схемы предлагается учитывать эту оговорку в своей отчетности перед третьими лицами.
В разделе 9 рекомендуется проводить верификацию и валидацию в качестве предпочтительных подходов к оценке соответствия.
В настоящем стандарте установлена общая схема, в том числе принципы, требования и рекомендации по оценке, измерению, контролю и отражению в отчетах инвестиционной и финансовой деятельности, связанной с изменением климата и переходом к низкоуглеродной экономике. Оценка, рассматриваемая в настоящем стандарте, включает в себя:
- согласованность (или несогласованность) инвестиционных и финансовых решений, принимаемых финансирующей организацией с путями перехода к низкоуглеродной экономике, принципами адаптации и климатическими целями;
- влияние, оказываемое инвестиционными и кредитными решениями финансирующей организации на достижение климатических целей в реальном секторе экономики, т.е. сокращение (выбросов парниковых газов) и адаптацию (устойчивость);
- риски владельцев финансовых активов (например, частного капитала, котирующихся на бирже акций, облигаций, займов), связанные с изменениями климата.
Для поддержки финансовой организации при оценке влияния инвестиционных и кредитных решений настоящий стандарт содержит рекомендации по решению следующих задач:
- установление целевых значений и определение показателей, используемых для отслеживания прогресса на пути перехода объектов инвестиций к низкоуглеродной экономике;
- определение путей перехода к низкоуглеродной экономике и адаптации объектов инвестиций;
- документальное отражение причинной или иной связи между климатическими проектами и их эффектами, результатами и оказываемыми воздействиями.
Настоящий стандарт распространяется на финансовые организации, инвесторов и кредиторов, регулирует их действия по предоставлению отчетности следующим третьим лицам: акционерам, клиентам, законодательным органам, органам финансового надзора и негосударственным организациям.
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.