РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМОГО РИСКА АВАРИИ ПРИ ОБОСНОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА"
1. Руководство по безопасности "Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса" (далее - Руководство) содержит рекомендации к установлению допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО) и разработано в целях содействия соблюдению требований:
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581);
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г.*, регистрационный N 61808);
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: 25 декабря 2020 г. - Примечание изготовителя базы данных.
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 534 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61888);
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 517 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61745);
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).
2. Настоящее Руководство содержит рекомендации к установлению допустимого риска аварии при обосновании безопасности ОПО нефтегазового комплекса (далее - установление допустимого риска аварии).
3. Установление допустимого риска аварии проводится при обосновании безопасности ОПО в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Организации, осуществляющие установление допустимого риска аварии, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в Руководстве.
5. Установление допустимого риска аварии рекомендуется для определения условий безопасной эксплуатации ОПО в обосновании безопасности, если при отступлении от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, их недостаточности и (или) отсутствии (далее - отступление от требований ФНП) риск аварии обоснованно выбран в качестве одного из показателей безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с пунктом 10 требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306. В этом случае в качестве критерия обеспечения безопасной эксплуатации при отступлении от требований ФНП рекомендуется рассматривать допустимый риск аварии и условия обеспечения его непревышения, которые обоснованно устанавливаются для каждого отступления от конкретных требований промышленной безопасности или при отсутствующих либо недостающих требованиях промышленной безопасности согласно пункту 26 Руководства по безопасности "Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности ОПО нефтегазового комплекса", утвержденного приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2015 г. N 387. В Руководстве под отступлениями от требований ФНП понимаются обоснованные отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности либо недостающие и (или) отсутствующие требования промышленной безопасности для данного опасного производственного объекта.
6. Установление допустимого риска аварии рекомендуется проводить для обоснования достаточности принятых мер, компенсирующих отступления от требований ФНП, в соответствии с требованиями пункта 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306, и рекомендациями пункта 14 Руководства по безопасности "Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса", утвержденного приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2015 г. N 387. В Руководстве под компенсирующими мерами безопасности (компенсирующими мерами) понимаются технические и организационные мероприятия, компенсирующие увеличение опасности аварии при отступлениях от требований ФНП.
7. Рекомендуемая процедура установления (схема представлена в приложении N 1 к Руководству) допустимого риска аварии включает следующие основные стадии:
1) предварительной идентификации опасности отступления от требований ФНП;
2) выбора риск-ориентированных показателей опасности аварии;
3) установления степени опасности аварии на ОПО;
4) определения фонового риска аварии;
5) выбора коэффициента запаса (далее - КЗ);
6) оценки значений выбранных риск-ориентированных показателей опасности аварии (показателей риска) после реализации отступлений от требований ФНП и компенсирующих мер;
7) установления значения допустимого риска аварии;
8) обоснования достаточности компенсирующих мер.
В Руководстве под допустимым риском аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса понимаются установленные в соответствии с рекомендациями Руководства значения риска аварии на ОПО нефтегазового комплекса, превышение которых характеризует угрозу возникновения аварии, и недостаточность компенсирующих мер безопасности при отступлении от требований ФНП.
8. Стадия 1-я. На предварительной стадии идентификации опасности отступления от требований ФНП рекомендуется проводить:
8.1. Сбор исходных данных об организационных и технических характеристиках ОПО и его составляющих.
8.2. Выделение составляющих ОПО, которые непосредственно затрагиваются отступлениями от требований ФНП.
9. Стадия 2-я. При выборе риск-ориентированных показателей опасности аварии (показателей риска) рекомендуется проводить:
9.1. Предварительную качественную оценку возможности увеличения опасности крупных промышленных аварий на ОПО при отступлениях от требований ФНП. Для этого рекомендуется использовать качественные оценки критичности отступлений от требований ФНП по степени влияния на опасность аварии факторов, способствующих:
эскалации аварии, приводящей к возникновению крупной промышленной аварии на ОПО I и II классов опасности;
эскалации аварии, приводящей к возникновению аварии на других ОПО;
возникновению зон смертельного поражения при крупной промышленной аварии на ОПО I и II классов опасности.
При выявлении возможности роста вышеприведенных факторов крупной промышленной аварии не рекомендуется использование допустимого риска аварии в качестве основного критерия обеспечения безопасной эксплуатации при отступлениях от требований ФНП. В таком случае рекомендуется обосновать иной критерий безопасной эксплуатации ОПО.
В Руководстве под крупной промышленной аварией понимается авария на ОПО, в результате которой погибли более 10 человек или пострадали более 100 человек, введен режим чрезвычайного положения, причинен критический ущерб объектам, нарушение или прекращение функционирования которых может создать угрозы для национальной безопасности государства, оказать негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, привести к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на ее территории, на длительный период времени.
9.2. Первичный выбор риск-ориентированных показателей опасности аварии, с помощью которых будут оценивать возможность реализации отступлений от требований ФНП в условиях принятия компенсирующих мер. К рекомендуемым показателям риска аварии на ОПО нефтегазового комплекса относятся основные и дополнительные показатели опасности аварии, указанные:
в пункте 196 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 517 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2013 г.*, регистрационный N 61745);
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: 23 декабря 2020 г. - Примечание изготовителя базы данных.
в разделе V и приложениях N 6 и 7 Руководства по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. N 387;
в разделе II Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварии на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов", утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2022 г. N 478;
в разделах III и IV Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности", утвержденного приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 414.
При выборе риск-ориентированных показателей опасности аварии на ОПО нефтегазового комплекса рекомендуется соблюдать следующие условия:
а) выбранный показатель риска аварии на ОПО нефтегазового комплекса характеризует аварийные опасности отступлений от требований ФНП;
б) выбранный показатель риска аварии на ОПО нефтегазового комплекса принимает различные значения, соответствующие изменениям организационных и технических характеристик опасного производственного объекта, связанным с отступлениями от требований ФНП, а также с внедрением компенсирующих мер безопасности;
в) для выбранного показателя риска аварии на ОПО нефтегазового комплекса имеются или определяются достоверные оценки значений риска аварий и (или) инцидентов на рассматриваемом ОПО без отступлений от требований ФНП или оценки любых из следующих значений фоновых рисков:
аварий и (или) инцидентов на ОПО, для которого разрабатывают обоснование безопасности;
аварий на ОПО нефтегазового комплекса;
гибели людей в техногенных происшествиях.
В качестве фонового риска аварий на ОПО нефтегазового комплекса рекомендуется использовать данные Ростехнадзора об аварийности и травматизме, выраженные в относительных значениях уровня риска гибели людей на ОПО (таблица N 1 приложения N 2 к Руководству), а также в оценках среднеожидаемого материального ущерба и относительного числа случаев возникновения аварии в различных отраслях нефтегазового комплекса (таблица N 2 приложения N 2 к Руководству). В качестве фонового риска гибели людей в техногенных происшествиях рекомендуется использовать данные Федеральной службы государственной статистики о гибели при дорожно-транспортных происшествиях и пожарах (таблица N 3 приложения N 2 к Руководству).
В настоящем Руководстве:
под риском аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса до отступления от требований ФНП понимается значение риска аварии, оцененное для ОПО в условиях соблюдения на объекте требований, установленных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности;
под риском аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса при обоснованных отступлениях от требований ФНП понимается значение риска аварии, оцененное в условиях реализации отступлений от ФНП и компенсирующих мер безопасности;
под фоновым риском аварии на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса понимается значение риска аварии, определенное на основании данных Ростехнадзора об аварийности и травматизме за последние 5-10 лет;
под фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях понимается значение риска гибели людей при дорожно-транспортных происшествиях и пожарах, определенное на основании официальных статистических данных за последние 5-10 лет;
под фоновым риском аварии на опасном производственном объекте нефтегазового комплекса понимается значение риска аварии, определенное на основании статистических данных об авариях и инцидентах на рассматриваемом объекте за последние 5-10 лет, либо оценка соответствующего значения , или в установленных Руководством случаях;
под уровнем риска понимается величина, используемая для сравнения значений показателей риска аварий на ОПО с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях, численно равная умноженному на 10 десятичному логарифму безразмерного отношения риска аварии (R) к фоновому риску гибели людей в техногенных происшествиях . , измеряется в единицах дБR - децибелах риска гибели человека. На практике уровень риска может принимать значения от -50 до +20 дБR, при этом положительные значения уровня риска характерны для случаев, когда риск аварии превышает риск гибели людей в техногенных происшествиях.
9.3. Анализ чувствительности и адекватности показателей риска. При данном анализе рекомендуется проводить тестовые оценочные расчеты значений показателя риска до (стадия 4-я, подстадия 4.2) и после реализации (стадия 6-я) отступлений от требований ФНП и компенсирующих мер. При этом, если значения показателя риска не меняются в пределах доверительного интервала его определения, рекомендуется выбирать другой показатель риска до тех пор, пока такой (чувствительный и адекватный) показатель (или показатели) не будет найден. Если выбранные показатели риска не удовлетворяют условиям чувствительности и адекватности, не рекомендуется использование допустимого риска аварии в качестве основного критерия обеспечения безопасной эксплуатации при отступлении от требований ФНП. В таком случае рекомендуется обосновать иной критерий безопасной эксплуатации ОПО.
Удовлетворяющие условиям чувствительности и адекватности риск-ориентированные показатели опасности аварии используются на дальнейших стадиях установления допустимого риска аварии.
10. Стадия 3-я. При установлении степени опасности аварии на ОПО или его составных частях рекомендуется проводить:
10.1. Оценку достаточности исходных данных для установления степени опасности аварии в соответствии с приложением N 6 к Руководству по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. N 387.
10.2. Установление степени опасности аварии на ОПО.
10.2.1. В соответствии с рекомендациями приложения N 6 к Руководству по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварии на опасных производственных объектах", утвержденному приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. N 387, в случае полноты и достаточности исходных данных.
10.2.2. Соответственно классу опасности ОПО в случае недостаточности или недостоверности исходных данных.
10.2.3. При невозможности определения класса опасности выбирается чрезвычайно высокая степень опасности аварии на ОПО.
11. Стадия 4-я. При определении фонового риска для показателей риска аварии соответствующих чрезвычайно высокой степени опасности аварии на ОПО (выбранных в соответствии с пунктом 10.2.3 Руководства), рекомендуется выполнять:
11.1. Анализ статистических данных об авариях и инцидентах на ОПО, для которого разрабатывают обоснование безопасности и оценку по ним фонового риска аварии . В случае отсутствия статистики по авариям и инцидентам на данном ОПО или если статистические данные не позволяют достоверно оценить выбранный показатель риска, для определения фонового риска аварии рекомендуется провести оценку риска аварии на ОПО для выбранного показателя риска.