Требования к качеству следует выявлять, определять, анализировать и поддерживать с использованием процессов, связанных с требованиями, указанными в [1]: процесс определения потребностей и требований заинтересованных сторон и процесс определения системных требований, посредством которого потребности заинтересованных сторон должны быть выявлены и преобразованы в системные требования представлен на рисунке 5.
Примечание - В настоящем стандарте как система, так и программная продукция рассматриваются как продукция ИКТ.
Рисунок 5 - Процесс преобразования потребностей заинтересованных сторон в требования к системе/программному обеспечению
Процесс определения потребностей и требований заинтересованных сторон определяет заинтересованные стороны или классы заинтересованных сторон, вовлеченных в систему на протяжении всего ее жизненного цикла, и их потребности. Он анализирует и преобразует эти потребности в общий набор требований заинтересованных сторон, которые выражают предполагаемое взаимодействие системы со средой функционирования, и принимаются за эталон, на основе которого проверяется каждая операционная способность. Потребности в качестве целевой системы как часть потребностей заинтересованных сторон также выявляются и преобразуются в ТПКИ как часть требований заинтересованных сторон с использованием модели и показателей качества при использовании.
Процесс определения системных требований создает набор измеримых системных требований, которые определяют, с точки зрения поставщика, какими характеристиками, атрибутами, функциональными и эксплуатационными свойствами должна обладать система, чтобы удовлетворить требования заинтересованных сторон. ТПК и ТКД как часть системных требований также определяются и анализируются для удовлетворения требований заинтересованных сторон с использованием модели и показателей качества продукции и данных.
Примечания
1 Подробная взаимосвязь с [1] и [7] соответственно описана в приложениях Г и Д. [7] связывает два вышеупомянутых процесса работы требованиями, с процессами, описанными в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, который определяет процессы жизненного цикла программного обеспечения.
2 Итерации и рекурсии при разработке требований описаны в [7].
Требования, архитектура и процессы проектирования могут итеративно применяться на одном и том же уровне системы, чтобы разрешить компромиссы между требованиями и архитектурой. Этот набор процессов также может быть рекурсивно применен к уровням системных элементов для успешного проектирования систем, в том числе сложных.
3 В целом требования к качеству более стабильны, чем функциональные требования к продукции на этапах жизненного цикла; однако они также могут изменяться, например, требования безопасности должны быть изменены, если добавляется новая функциональность, а требования к совместимости должны быть пересмотрены, если среда меняется даже незначительно.
4 Как определено в [7], требования заинтересованных сторон могут быть задокументированы в спецификации требований заинтересованных сторон (СТЗС), а требования к системе и программному обеспечению могут быть задокументированы соответственно в спецификации системных требований (ССТ) и спецификации требований к программному обеспечению (СТПО).