Конкурентоспособность выставочной отрасли формируется за счет обеспечения необходимого качества оказываемых конгрессно-выставочных услуг, приводящего к ожидаемому потребителем имиджевому или экономическому эффекту.
Участие в конгрессно-выставочных мероприятиях должно строиться на принципах активной роли организатора в обеспечении необходимых условий для получения выгод участником от приобретения платных услуг.
Таким образом, в конгрессно-выставочной отрасли должна формироваться конкурентная и ориентированная на клиента среда, способствующая кратному возврату вложенных потребителями средств в участие в мероприятиях как в натуральной форме, так и в виде нематериальных ценностей (получение образования, расширение контактов и других).
Такой подход создаст синергетический эффект, который будет глобально способствовать росту потребления выставочных услуг, активизации продвижения товаров, работ и услуг, а также будут развиваться маркетинговые компетенции производителей.
Для повышения качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимы:
развитие системы стандартов качества организации конгрессно-выставочной деятельности и разработка инструментария для их внедрения;
внедрение нормативной базы, повышающей прозрачность и стандартизацию участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, защиту прав экспонентов;
разработка основанной на принципах саморегулирования системы добровольной аккредитации конгрессно-выставочных операторов с присвоением организациям и объектам знака качества;
формирование постоянно обновляемого перечня крупных международных ротируемых конгрессно-выставочных мероприятий, проведение которых целесообразно на территории Российской Федерации;
популяризация достижений, инновационных и творческих решений участников отрасли с помощью национальных конкурсов и премий;
внедрение инструментов популяризации национальных и региональных брендов, в частности через программу "Сделано в России";
расширение квалификационных требований, подтверждающих опыт проведения конгрессно-выставочных мероприятий, для участников закупок, проводимых заказчиками мероприятий;
формирование и реализация субъектами Российской Федерации местных программ развития конгрессно-выставочной индустрии, соответствующей инфраструктуры и методик продвижения в качестве привлекательной территории для проведения конгрессно-выставочных мероприятий;
поощрение развития международного сотрудничества и формирования международного сообщества, объединяющего представителей индустрии, профильных ассоциаций и союзов, конгресс-бюро дружественных стран, на территории СНГ, Евразийского экономического союза, государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
Одновременно с решением задач по повышению качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимо осуществление политики стимулирования предпринимательства и общества к участию в них.
В частности, такими мерами могут быть:
дальнейшее развитие государственных мер стимулирования участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, в том числе в рамках отдельных программ компенсации затрат для различных категорий участников (субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортеров и др.);
поддержка развития отраслевыми и общественными организациями событийных календарей конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, внедрение авторитетных систем рейтингования и оценки качества (в частности, выставочный аудит);
разработка действенных механизмов привлечения иностранных участников на проводимые в России конгрессно-выставочные мероприятия;
разработка и реализация электронных персонифицированных карт участников конгрессно-выставочных мероприятий (EXPO ID), позволяющих упростить взаимодействие организаторов, экспонентов, посетителей и делегаций, а также сервисных компаний, органов власти в части идентификации и аккредитации участников, визовой поддержки, контроля пересечения границы и пребывания участника на территории Российской Федерации, информационной поддержки участников, включая снятие языковых барьеров;
развитие формата международных выставок-ярмарок с возможностью продажи товаров и услуг, в том числе интегрированных с цифровыми инструментами заказа и доставки приобретенной продукции;
регулярное проведение специализированных мероприятий, посвященных конгрессно-выставочной деятельности с демонстрацией лучших российских и зарубежных решений в отрасли, самопрезентациями мероприятий и соответствующей инфраструктуры;
использование информационных возможностей органов власти различных уровней, общественных организаций, межрегиональных и отраслевых объединений предпринимателей для продвижения конгрессно-выставочных мероприятий.
Отдельное внимание будет уделено повышению доступности конгрессно-выставочных объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья, развитию безбарьерной среды, совершенствованию системы навигации и ориентирования в ходе проведения конгрессно-выставочных мероприятий, разработке информационных сервисов, адаптированных под потребности участников с ограниченными возможностями здоровья, использованию специальных форматов проведения конгрессно-выставочных мероприятий для расширения возможностей участия такой категории граждан.