Статус документа
Статус документа

Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах"

V. ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА УГОЛЬНОЙ ШАХТЕ

     

10. Оценка риска аварии на угольной шахте проводится на основании факторов, влияющих на опасности аварии, и ИОА. Для оценки риска аварии рекомендуется метод балльной оценки риска (метод индексов риска), предполагающий разбиение факторов, влияющих на опасность аварии, на блоки и присвоение факторам ИОА, характеризующих значимость фактора для развития аварии на основе экспертных оценок.

11. Анализ риска аварий рекомендуется выполнять в плановом порядке не реже одного раза в год или во внеплановом порядке - в случае изменения горно-геологических, горнотехнических, технологических, организационных или иных условий ведения горных работ.

12. Анализ риска аварий проводится на основе фактических данных работы угольной шахты за предшествующий год. В случае допущения на угольной шахте аварии показатели количества аварий данного вида и количества людей, погибших при авариях данного вида, учитываются за три последних года.

13. Для учета влияния субъективного (человеческого) фактора на риск аварии в состав каждого блока факторов в обязательном порядке включаются факторы, приведенные в таблице N 1 приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности. Опасность (риск) аварий, обусловленная субъективным (человеческим) фактором, определяется по следующей формуле:

     ,

где:

- показатель опасности (риска) аварий, обусловленный субъективным (человеческим) фактором, %;

- ИОА i-го фактора в блоке субъективного (человеческого) фактора (таблица N 1 приложения N 1), баллы;

- максимально возможное значение ИОА i-го фактора в блоке субъективного (человеческого) фактора (таблица N 1 приложения N 1), баллы;

m - количество факторов в блоке субъективного (человеческого) фактора, шт.

14. По каждому блоку факторов оценивается показатель опасности (риска) аварии как отношение суммы ИОА по блоку факторов к сумме максимально возможных ИОА по данному блоку факторов с учётом субъективного (человеческого) фактора:

     ,

где:

- показатель опасности (риска) аварии x-го вида (перечень видов аварий указан в пункте 6 настоящего Руководства по безопасности), %;