Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками
1. Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) и предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения при разработке методики расчета размера платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 443-ФЗ.
Рекомендации также применимы при определении размера платы для парковок, расположенных на улично-дорожной сети и парковок, находящихся в здании, строении или сооружении либо в части здания, строения или сооружения (далее - внеуличные парковки).
2. Размер платы за пользование платной парковкой рекомендуется устанавливать владельцам парковки в расчете на одно транспортное средство за один час с учетом места размещения парковки, ее назначения, типа размещаемых транспортных средств, продолжительности парковочной сессии и заполняемости парковки в различные периоды времени. Размер платы за пользование платной парковкой в течение иных единиц времени может определяться пропорционально.
3. Владельцам внеуличных парковок при определении размера платы рекомендуется учитывать заполняемость парковок на прилегающей территории и устанавливать размер платы, который стимулирует использование внеуличных парковок вместо парковок, расположенных на улично-дорожной сети. Для этих целей рекомендуется использовать понижающий коэффициент 0,8 относительно установленного размера платы за пользование парковками на улично-дорожной сети на прилегающих к внеуличным парковкам территориях.
4. Приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются не извлечение прибыли владельцем парковки, а обеспечение доступности территорий и объектов капитального строительства, повышение эффективности организации дорожного движения и регулирование спроса на поездки с использованием личных легковых автомобилей. Рекомендуется предусмотреть гибкую тарифную политику, обеспечивающую наибольший социально-экономический эффект для транспортной системы и общества в целом с учетом региональных и местных особенностей.
5. Размер платы за пользование парковкой рекомендуется определять на основе экономического механизма баланса спроса и предложения. Для определения спроса рекомендуется использовать данные о заполняемости парковки (отношение числа занятых транспортными средствами парковочных мест к числу предусмотренных (организованных) на парковке мест в определенный момент времени).
6. Если в качестве парковки рассматривается зона, объединяющая несколько парковок, то расчет заполняемости должен учитывать суммарное число припаркованных автомобилей и суммарное число предусмотренных (организованных) на парковке мест на территории выбранной зоны в определенный момент времени.
7. Для оценки заполняемости парковки рекомендуется использовать технические средства, обеспечивающие мониторинг занятости парковочных мест в автоматическом режиме (детекторов занятости, средств обработки видеоизображений, данных о транзакциях за оплату парковочных сессий и т.п.).
При отсутствии технических средств мониторинга допускается проводить визуальные замеры не менее двух раз в одни и те же дни недели утром, днем, вечером и ночью (включая отдельные замеры по выходным, предпраздничным, праздничным дням и т.д.), проводя усреднение полученных значений. Рекомендуются следующие временные интервалы:
"утро": | 08:00-12:00; |
"день": | 12:00-16:00; |
"вечер": | 16:00-20:00; |
"ночь": | 20:00-08:00. |
Период "ночь" рекомендуется начинать с 21 часа для городов с численностью населения свыше 1 млн человек.
8. Введение платы за пользование парковкой в определенном временном интервале рекомендуется в случае, если наблюдаемое по данным автоматического мониторинга или полученное в ходе натурных обследований значение заполняемости парковки в соответствующий период времени превышает 85%.
9. В расчетах начального размера платы за пользование парковкой рекомендуется учитывать величину среднедушевого дохода в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, а также данных социологических исследований о готовности платить за пользование парковочными местами. При отсутствии данных исследований допускается определять начальный размер платы за один час пользования парковкой по следующей формуле:
,
где
- начальный размер платы за один час пользования парковкой, рублей (рекомендуется округлять в большую сторону до величины, кратной 5 рублям);
- тариф за проезд на общественном транспорте в данном муниципальном образовании, рублей;
- эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 1-1,4 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,5-0,8 для остальных;
- величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, рублей в месяц (по данным Росстата);
- эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 0,0025-0,0035 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,0015-0,0025 для остальных.
10. На парковках, где уже введена плата за пользование, рекомендуется придерживаться тарифной политики, направленной на поддержание заполняемости парковки на уровне от 70% до 85% (далее - рекомендуемый интервал). Выход значения данного показателя за границы рекомендуемого интервала свидетельствует о потребности в корректировке величины установленного размера платы за пользование платными парковками.
11. Оценку заполняемости парковки после введения платы и корректировку размера платы пользования парковкой рекомендуется проводить с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в квартал на усмотрение владельца парковки. Изменение размера платы за пользование парковкой рекомендуется проводить с шагом кратным 5 рублям.
12. Для дифференцированного подхода к определению размера платы за пользование парковкой могут быть введены следующие повышающие и понижающие коэффициенты: