Действующий

Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, способы их эффективного решения


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", установлены ключевые положения, предусматривающие повышение энергетической эффективности экономики.

В целях достижения установленных приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Программой определены следующие основные задачи:

совершенствование методологического обеспечения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая мониторинг и оценку энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации, валового регионального продукта, отраслевых показателей, в части состава и способа получения исходных данных;

совершенствование нормативной правовой базы, устранение барьеров для активизации государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных инвестиций, в том числе посредством увеличения концессий и энергосервисных договоров (контрактов), для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

внедрение новых и повышение эффективности использования существующих налоговых и финансовых механизмов для стимулирования внедрения энергоэффективных технологий;

совершенствование региональных систем управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, включая осуществление мониторинга и оценки эффективности реализации государственной политики, и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне, разработки и эффективности реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, их состава с учетом территориальных особенностей;

совершенствование требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, включая актуализацию их перечня;

комплексное развитие инфраструктуры, учитывающее показатели энергетической эффективности;

продвижение и внедрение системы энергетического менеджмента;

развитие института региональных центров энергосбережения с учетом недопустимости использования в качестве источников финансирования региональных центров энергосбережения средств из тарифных источников;

формирование условий для создания отечественных энергосберегающих технологий, а также создание стимулов к повышению энергетической эффективности для отечественных производителей оборудования высокой энергетической эффективности, что будет способствовать интенсивному технологическому обновлению базовых секторов экономики;

совершенствование баз данных энергоэффективных товаров, объектов и технологий, включая обновление перечня объектов и технологий, отнесенных к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, а также банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;

повышение качества мониторинга реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, включая достижение установленных целевых показателей;

обеспечение экономической мотивации для реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в том числе путем реализации механизмов сохранения и использования ими возникающей экономии от снижения потребления энергетических ресурсов;

повышение энергетической эффективности бюджетного сектора через развитие инструмента региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, создание условий для недопущения неплатежей и задолженности за энергетические ресурсы организациями бюджетной сферы;

развитие государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

реализация механизмов, обеспечивающих популяризацию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активизацию деятельности как граждан, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обучение и повышение квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также лиц, ответственных за проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности в государственном (муниципальном) учреждении, включая их аттестацию (независимую оценку квалификации);

организация просветительской деятельности, включая дополнение общеобразовательной деятельности направлениями в области энерго-и ресурсосбережения (в том числе организация олимпиад и конкурсов), организацию социальной рекламы в части энерго- и ресурсосбережения, информирование населения об экономической и экологической целесообразности приобретения товаров высокой энергетической эффективности, об осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также о значении класса энергетической эффективности зданий.

Решение задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что потребует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. На динамику достижения целевого показателя Программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.

Меры по повышению энергетической эффективности должны учитывать отраслевую специфику. Так, в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики необходимы стимулирование развития когенерации, альтернативных и возобновляемых источников энергии, снижение удельных показателей потребления топлива и перевод генерирующих мощностей, в том числе котельных, на экономичные виды топлива, внедрение мер по снижению потерь электрической энергии и тепла, повышению эффективности использования топлива.

Повышение энергетической эффективности является актуальной задачей также для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, что потребует создания следующих благоприятных условий для развития энергоэффективного строительства и капитального ремонта:

снижение финансовой нагрузки при проектировании и строительстве энергоэффективных многоквартирных домов и индивидуальных жилых и общественных зданий;

разработка мер поддержки производителей и государственных заказчиков, направленных на стимулирование применения экологичных и имеющих высокую энергетическую эффективность строительных материалов;

реализация механизмов привлечения инвестиций в энергоэффективный капитальный ремонт;

повышение энергетической эффективности жилищного фонда.

В промышленности повышению энергетической эффективности будет способствовать внедрение наилучших доступных технологий и принципов энергетического менеджмента. Для этого необходимо создать новые стимулирующие меры финансового и налогового характера, а также развивать существующую систему стимулирования применения объектов и технологий высокой энергетической эффективности.

Для снижения объемов потребляемых энергоресурсов в транспортном секторе требуются переход на общественный и личный транспорт с низкими показателями удельного потребления и оснащение дорог энергоэффективным освещением.