Действующий

Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

IX. Содержание акта

78. По содержанию акт должен:

состоять из правовых норм;

соответствовать актам более высокой юридической силы;

соответствовать правилам русского языка.

79. Правовые нормы должны быть четко сформулированы, не допускать неоднозначное толкование, не содержать коррупциогенных факторов.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

80. Акт должен быть логически структурированным, не содержать внутренних противоречий между правовыми нормами.

Структурные единицы должны располагаться последовательно в зависимости от их содержания от общих положений к частным.

Деление акта на главы осуществляется в целях структурирования акта с учетом его объема и предмета регулирования.

Не рекомендуется выделять в отдельные главы положения, которые не имеют самостоятельного значения.

Глава, как правило, не должна состоять из одного пункта.

81. Акт не должен содержать необоснованного и излишнего дублирования положений актов законодательства Российской Федерации и актов органов, в том числе положений данного акта.

Положения, содержащиеся в утверждаемых актом документе (порядке, правилах, положениях, других документах), не должны дублировать название и преамбулу акта.

82. При подготовке акта должен быть использован официальный стиль изложения с применением императивных формулировок, отсутствием образных сравнений, повествовательных положений, жаргонных и просторечных понятий и определений понятий, не предусмотренных в актах более высокой юридической силы.

83. В акте не допускается включение определения понятий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (например, пункт 1 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункт 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

84. При формулировании предложений необходимо:

точно и лаконично выражать мысль;

избегать осложненных грамматических конструкций, препятствующих восприятию смысла (многочастных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; предложений, осложненных обособленными оборотами);

не использовать синонимы для обозначения одних и тех же понятий в целях исключения ошибок при правоприменении;

соблюдать последовательность изложения текста в соответствии с правилами русского языка.

85. Предложения необходимо употреблять в утвердительной и повествовательной формах (следует избегать использования условных предложений, вопросительных (за исключением случаев, когда в акте должны быть сформулированы вопросы), а также формулировок с двойным отрицанием (например, "не должен не содержать").

86. При использовании в тексте актов аббревиатуры (сокращения словосочетаний, образованных из первых букв слов) должны:

точно воспроизводить начальные буквы слов словосочетаний;

исключать двусмысленность и схожесть;

расшифровываться в тексте.

Например:


"Технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ)".