Квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы
1. Эксперт, привлекаемый Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, для проведения аккредитационной экспертизы (далее - эксперт), должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
а) при аккредитации эксперта для проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ, отнесенных:
к уровням общего образования: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительного профессионального образования на базе высшего образования, профессиональной переподготовки по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;
к уровню среднего профессионального образования: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, и профессиональной переподготовки по программам, направленность (профиль) которой соответствует профессиям и специальностям, относящимся к укрупненным группам профессий и специальностей среднего профессионального образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, входящим в укрупненные группы профессий и специальностей среднего профессионального образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по программам, направленность (профиль) которой соответствует профессиям и специальностям, относящимся к укрупненным группам профессий и специальностей среднего профессионального образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;
к уровням высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратура: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, и профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует специальностям и направлениям подготовки, относящимся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы или ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлениям подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлениям подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и дополнительного профессионального образования на базе высшего образования - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует специальностям и направлениям подготовки, относящимся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;
к уровню высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, и ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлению подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) и ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлению подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;
б) наличие стажа (опыта) работы не менее 5 лет в сфере образования на должностях педагогических, научно-педагогических работников, руководителей и (или) заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) должностях руководителей и (или) заместителей руководителей структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) должностях сотрудников (федеральных государственных служащих, работников) структурных подразделений федеральных государственных органов, обеспечивающих и осуществляющих в пределах своей компетенции функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области организации подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
2. Эксперт должен знать:
законодательство Российской Федерации в сфере образования, включая федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты;
специфику разработки и реализации основных образовательных программ по заявленным уровням образования, укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, в отношении которых привлекается эксперт к аккредитационной экспертизе;
правилами работы с персональными данными, установленными Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям);
способы и особенности применения индивидуальных учебных планов, сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ или их частей с применением форм организации образовательной деятельности вне образовательной организации (семейное образование и самообразование), электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе организации учебных занятий в виде онлайн-курсов.
3. Эксперт должен обладать навыками:
поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;
работы с компьютерной и другой оргтехникой;
деловой этики и делового письма (переписки).
4. Эксперт должен уметь:
проводить анализ документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе документов и материалов, размещенных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
устанавливать на основании анализа информации, документов и материалов соответствие (несоответствие) качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам аккредитационным показателям;
формулировать и обосновывать выводы о соответствии (несоответствии) качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам аккредитационным показателям;
составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
5. Эксперт должен обладать опытом:
разработки и (или) реализации основных образовательных программ по соответствующим уровням образования, профессиям, специальностям и направлениям подготовки, укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, областям образования, областям или видам профессиональной деятельности, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;
разработки и (или) применения педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания обучающихся, в том числе с учетом особенностей психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, соблюдения специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
применения технических средств обучения и образовательных технологий, в том числе осуществления электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов.
6. Экспертные организации, привлекаемые Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, для проведения аккредитационной экспертизы, должны соответствовать следующим требованиям: