Примерный порядок организации социальной занятости инвалидов
1. Настоящий примерный порядок устанавливает правила организации в субъектах Российской Федерации социальной занятости инвалидов, не занятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
2. Социальная занятость инвалидов трудоспособного возраста не предполагает осуществление трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения, направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества и осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
3. Организации, уполномоченные на осуществление деятельности по социальной занятости инвалидов, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные организации).
К уполномоченным организациям могут быть отнесены в том числе реабилитационные организации, организации системы социальной защиты и социального обслуживания, а также организации, осуществляющие деятельность по сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, которые могут предоставлять инвалидам услуги по социальной занятости по месту предоставления услуг по сопровождаемой трудовой деятельности.
4. В уполномоченных организациях в целях организации социальной занятости инвалидов обеспечивается:
а) оценка способности инвалида (ребенка-инвалида в возрасте 14 лет и старше), имеющего в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, заключение об установлении ему 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, осуществлять несложные (простые) виды деятельности исключительно со значительной помощью других лиц и определения нуждаемости такого инвалида в организации социальной занятости;
________________
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 545н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный N 74506).
Несложные (простые) виды деятельности не требуют получения специального образования, а их выполнение обеспечивается путем обучения элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения простых целенаправленных действий со значительной помощью других лиц;
б) организация структурных подразделений (далее - мастерские) для обеспечения обучения инвалидов, нуждающихся в организации социальной занятости, элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), соответствующим способностям инвалидов и не требующим получения специального образования, и их участия в выполнении несложных (простых) видах труда со значительной помощью других лиц.
В мастерских одновременно может реализовываться социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность.
5. Основанием для рассмотрения вопроса об организации социальной занятости является поданное инвалидом или его законным представителем в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальной занятости с указанием предпочтений по организации социальной занятости либо обращение в интересах инвалида иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
6. Реализация социальной занятости инвалидов осуществляется в три этапа:
а) на первом этапе определяется нуждаемость инвалида в организации социальной занятости, оцениваются навыки инвалида (социально-коммуникативные, гигиенические, двигательные, бытовые), его способности и предпочтения к труду и социальному взаимодействию. В этих целях создаются условия для ознакомительного (пробного) участия инвалида в различных производственных процессах, подбираются доступные для инвалида несложные (простые) виды труда (трудовые операции) в соответствии с его способностями и предпочтениями;
б) на втором этапе осуществляется индивидуальное обучение инвалида элементарным навыкам и умениям, необходимым для выполнения подобранного вида деятельности, норм и правил взаимоотношений, социального взаимодействия участников социальной занятости, социально-средовая ориентация в условиях выбранной мастерской, формирование мотивации к участию в труде;
в) на третьем этапе создаются условия для адаптации инвалида к осуществлению деятельности в рамках социальной занятости, включающие в том числе:
предоставление постоянной помощи других лиц для выполнения подобранных видов деятельности;
социально-психологическое сопровождение, предусматривающее содействие в межличностной коммуникации, основы эффективного общения (диалогическая форма общения); в выполнении доступных социальных ролей (профессиональных, общественных); в соблюдении морально-этических норм, норм общественной морали и правил современного общества;
организацию отдыха;
персональную помощь в осуществлении действий (участия в действиях) по передвижению, самообслуживанию, соблюдению санитарно-гигиенических правил, получению информации, ориентации и коммуникации.
7. Для инвалидов, имеющих выраженные затруднения в выполнении несложных (простых) видов труда со значительной помощью других лиц, организуются несложные (простые) виды развивающей (целенаправленной) деятельности путем моделирования бытовых и социальных ситуаций, участие инвалидов в которых способствует развитию и поддержанию коммуникативных, гигиенических, двигательных, бытовых и трудовых навыков, навыков принятия решений и их исполнения.
Подбор видов деятельности для таких инвалидов с их участием, в том числе в каком-либо производственном процессе, осуществляются с учетом динамики состояния здоровья и способности участвовать в социальной занятости.
8. При реализации социальной занятости могут предоставляться в том числе следующие услуги:
а) услуги, направленные на определение нуждаемости инвалидов в организации социальной занятости, на подбор подходящих инвалидам несложных (простых) видов труда;
б) услуги, направленные на обучение инвалидов навыкам, необходимым для выполнения трудовых действий, правилам трудового распорядка, нормам труда и социального взаимодействия;
в) услуги, направленные на организацию доступных для инвалидов производственных процессов с несложными (простыми) видами труда, на адаптацию рабочих мест для участия инвалидов в производственных процессах и на обеспечение доступных для инвалидов трудовых обязанностей;