Действующий

Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций (с изменениями на 31 июля 2024 года)

Раздел 1. Общая информация

     
Раздел заполняют все организации, вне зависимости от того использовали они цифровые технологии в отчетном периоде или нет.


Раздел заполняется на основании технической документации и других документов первичного учета.

5. В Разделе отчитывающаяся организация отражает данные об использовании цифровых технологий и связанного с ними оборудования в отчетном году. В случае положительного ответа на поставленный вопрос в соответствующей графе проставляется код 1, в противном случае в этой графе проставляется код 2.

6. По строке 101 в графе 3 показывается код 1, если в отчетном году организация имеет доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет) (фиксированный и/или мобильный). При этом не имеет значения, каким именно образом организован такой доступ (непосредственно с рабочих мест сотрудников или для этого установлены специальные компьютеры, подключены отдельные компьютеры или доступ осуществляется через шлюз локальной сети организации, используются коммутируемые или выделенные каналы связи и тому подобное).

Интернет - глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.

Фиксированное (проводное и беспроводное) подключение к сети Интернет - модемное подключение через коммутируемую телефонную линию, ISDN-связь, цифровую абонентскую линию (технология xDSL и так далее), другую кабельную связь (включая выделенные линии, оптоволокно и другое), спутниковую связь, фиксированную беспроводную связь, беспроводную локальную сеть и WiMAX.

Мобильное подключение к сети Интернет - доступ к Интернету по сетям подвижной сотовой связи, например, широкополосные CDMA (W-CDMA), универсальная система подвижной электросвязи (UMTS); CDMA2000 1xEV-DO и CDMA 2000 1xEV-DV; LTE и другие виды узкополосного и широкополосного подвижного доступа.

7. По строке 102 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация имеет хотя бы одну собственную страницу в Интернете, на которой публикует и регулярно (не реже одного раза в полгода) обновляет информацию о своей деятельности. Страница организации должна иметь уникальный адрес, по которому к ней может обратиться любой пользователь сети Интернет (например, адрес Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет https://rosstat.gov.ru). При этом не имеет значения, кто именно размещает эту информацию в сети (организация может выполнять эти работы собственными силами или пользоваться услугами сторонних организаций или специалистов), а также на каких условиях организация использует это адресное пространство в сети.

8. По строке 103 в графе 3 проставляется код 1, если в отчитывающейся организации используются операционные системы с открытым исходным кодом (например, такие, как Linux), предоставленные третьей стороной.

9. По строке 104 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использовала электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами, позволяющий посылать или получать сообщения (например, платежные документы, налоговые декларации, заказы и так далее) в согласованном или стандартном формате (EDIFACT, EANCOM, ANSI X12; основанные на XML стандарты, например ebXML, RosettaNet, UBL, papiNET; проприетарные стандарты, согласованные отчитывающейся и другими организациями, другие стандарты), который обеспечивает их автоматизированную обработку.

10. По строке 105 в графе 3 проставляется код 1, если в отчетном году организация использовала электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами для отправки или получения данных в органы государственной власти и местного самоуправления.

11. По строке 106 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающая организация имеет собственный аккаунт хотя бы в одной социальной сети (например, ВКонтакте, Одноклассники).

Социальные сети - сервисы, основанные на интернет-технологиях, которые позволяют связывать пользователей на основе заполнения персональной информации, общих интересов и идей, предоставлять другим пользователям доступ к своей персональной информации, создавать сообщества (группы) по интересам.

Социальные сети позволяют устанавливать и поддерживать социальные взаимоотношения внутри и вне (вокруг) организации. Использование социальных сетей предполагает развитие новых форм сотрудничества и управления информацией в организации, равно как и новые формы сотрудничества организации с работниками, поставщиками и клиентами.

12. По строке 107 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует в своей работе какую-либо геоинформационную систему.

Геоинформационная система (ГИС) - информационная система, оперирующая пространственными данными (ГОСТ Р 52438-2005. Географические информационные системы. Термины и определения, утвержденные приказом Ростехрегулирования от 28 декабря 2005 г. N 423-ст).

Пространственные данные - данные о пространственных объектах, включающие сведения об их форме, местоположении, свойствах, в том числе представленные с использованием координат (Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

13. По строке 108 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует какие-либо цифровые платформы.

Цифровая платформа - информационная система, включающая один или несколько интернет-сервисов, с множеством пользователей, которые могут выступать в роли поставщиков (исполнителей) или потребителей (заказчиков) товаров, работ, услуг, информации, контента, ресурсов. Например, в приложениях, обеспечивающих доступ к товарам и услугам (например, Яндекс.Услуги, Alibaba.com, Авито для бизнеса, Uber и др.), онлайн-маркетплейсах (например Wildberries, OZON, СберМаркет, Тинькофф Товары и др.), на цифровых площадках для подбора персонала (например HH.ru, SuperJob, Профи, YouDo и др.) встречаются различные поставщики (продавцы, перевозчики и др.) и потребители (покупатели, пассажиры и др.). Используя цифровые платформы, пользователи могут взаимодействовать как клиент с клиентом (физические лица), как организация (юридическое лицо) с клиентом, как организация с организацией или как организация с органами власти.

14. По строке 109 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует какие-либо технологии сбора, обработки и анализа больших данных.

Большие данные - структурированные и неструктурированные массивы информации, которые характеризуются значительным объемом и высокой скоростью обновления (в том числе в режиме реального времени) данных, что требует специальных инструментов и методов работы с ними (например, машинного обучения, data и text mining и тому подобного).

15. По строке 110 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует технологии искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений (Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации").

К технологиям искусственного интеллекта относятся распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов (технологии, преобразующие разговорную речь в машинно-читаемый формат); обработка естественного языка, в том числе виртуальные помощники, чат-боты (технологии, направленные на понимание языка и генерацию текста); интеллектуальный анализ данных (технологии анализа данных, основанные на алгоритмах машинного обучения); компьютерное зрение (технологии распознавания образов, изображений); рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (технологии, принимающие самостоятельные решения, основанные на данных окружающей обстановки и использующиеся, например, в сервисных роботах, беспилотных транспортных средствах); автоматизация процессов, в том числе с участием роботов (технологии, имитирующие человеческие действия для целей автоматизации); технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения (например, системы предиктивной аналитики).

16. По строке 111 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует "облачные" сервисы.

"Облачные" сервисы - технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.

17. По строке 112 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует технологии Интернета вещей.

Интернет вещей - совокупность объединенных в единую сеть устройств или систем, которые осуществляют сбор и обмен данных и могут контролироваться удаленно через сеть Интернет с помощью программного обеспечения на любом типе компьютеров, смартфонов или через интерфейсы.