Наименование | Оказание консультационной и обучающей помощи гражданам в профессиональном самоопределении и выборе карьерного пути | Код | A/02.6 | Уровень | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Рассмотрение запросов и формирование состава группы граждан, желающих обучиться методикам профессионального самоопределения, согласование даты и времени занятий |
Планирование консультативной помощи в конструктивном построении и выборе профессионального и карьерного пути | |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций, в том числе с помощью системы онлайн-консультирования, по осознанному и самостоятельному выбору профессионального и карьерного пути | |
Проведение тренингов по обучению граждан адекватному поведению на рынке трудоустройства | |
Проведение профессионального консультирования с использованием профессиограмм, информационных и справочных материалов, с применением методов психологической и профессиональной диагностики | |
Оказание помощи гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направлении профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда | |
Обучение методике выявления собственных профессиональных предпочтений, самостоятельного подбора списка профессий и выбора из этого списка наиболее подходящих вариантов самореализации | |
Составление и использование формул профессий (классификация по типу, классу, отделу, группе профессии) в процессе профконсультаций и актуализация формул профессий в связи с изменениями требований к профессиям, происходящими на рынке труда | |
Выявление верности и ошибочности индивидуальной системы представлений об изучаемых профессиях, отраженных в модельном множестве формул | |
Описание и фиксирование в графическом рисуночном виде ситуации профессионального самоопределения на момент обращения на консультацию и ее коррекция на всех последующих этапах вплоть до завершения профконсультирования | |
Обсуждение списка профессий, самостоятельно подобранных гражданином, и сравнение его с формулой профессиональных предпочтений и со списком, подобранным для него профконсультантом | |
Подбор вариантов профессиональной подготовки, образовательных организаций и направлений образования, соответствующих списку подходящих профессий | |
Информирование о кадровых подразделениях организаций, имеющих подходящие вакансии, а также о профориентационных службах образовательных учреждений по выбранным подходящим вариантам обучения | |
Обучение граждан составлению профессионального портфолио и резюме | |
Разработка и проведение тренингов для подготовки посещения кадровых и профориентационных подразделений организаций | |
Подготовка и проведение коррекционных мероприятий с гражданами, прошедшими консультации по конструктивному построению и выбору профессионального и карьерного пути | |
Информирование представителей различных организаций о формах и содержании помощи в выборе профессионального и карьерного пути гражданина | |
Проведение обучающих консультаций по проектированию и выбору профессионального и карьерного пути с гражданами из муниципальных, образовательных, социальных, производственных и других организаций | |
Составление психограммы и профессионально-личностной характеристики для определения перспектив трудоустройства и кадрового продвижения гражданина | |
Определение степени профессионального соответствия граждан конкретной профессии (рабочему месту, должности), нормативным требованиям профессий | |
Организация работы по социальной и психологической адаптации граждан к условиям рынка труда | |
Обучение навыкам эффективного поиска работы | |
Разработка и применение программ развития профессионального самосознания, трудовой мотивации граждан | |
Составление рекомендаций для работников с нозологическими особенностями здоровья о возможностях оптимизации их деятельности с помощью компенсаторных средств | |
Консультирование граждан по применению нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и профессионального консультирования | |
Ведение делопроизводства с соблюдением требований, правил, порядка и сроков представления отчетности на различных носителях информации | |
Необходимые умения | Анализировать заявления желающих получить помощь в построении и выборе профессионального и карьерного пути на основании типологии индивидуальных запросов, с учетом специфики здоровья, профессиональных, образовательных, возрастных, тендерных и других особенностей |
Систематизировать информацию о содержании профессий и должностей, требований к работнику | |
Подготавливать материалы для составления справочных картотек в кодированном и цифровизированном виде | |
Анализировать данные о спросе/предложении на рынке труда, дефиците кадров в регионе (районе) по отраслям, видам экономической деятельности, направлениям образования, по профессиям и должностям в организациях | |
Анализировать физические, интеллектуальные и квалификационные требования, предъявляемые профессией к работникам, в том числе в соответствии с нозологическими особенностями здоровья работников | |
Пользоваться различными методиками тренинга профессионального самоопределения | |
Поддерживать контакт с гражданином в процессе профессионального консультирования, формировать устойчивый интерес к профконсультационной деятельности | |
Устанавливать контакты с различными категориями граждан, соблюдая правила этикета | |
Систематизировать и упорядочивать взаимное соответствие наименований профессиональной деятельности и направлений образования | |
Классифицировать профессии рабочих и должности служащих с целью организации профессиональной подготовки и переподготовки | |
Использовать в работе сведения о структуре организации, расстановке и использовании кадров, вакантных рабочих местах, занятых выпускниками образовательных организаций, практике найма и закрепления кадров на рабочих местах и другую вспомогательную информацию | |
Проводить индивидуальное и групповое консультирование по профессиональному самоопределению, построению и выбору профессионального и карьерного пути | |
Применять методы и методики консультирования по профессиональному и карьерному развитию | |
Применять методики генограммы, социограммы, объектограммы, хронограммы, развитиеграммы в обучении гражданина по самоизучению факторов, образующих ситуацию его профессионального самоопределения | |
Описывать и фиксировать в графическом рисуночном виде ситуацию профессионального самоопределения гражданина на момент его обращения на консультацию и дополнять ее развитие на всех последующих встречах, вплоть до завершения профконсультирования | |
Составлять психограммы, профессиограммы, профессионально-личностные характеристики для определения перспектив трудоустройства и кадрового продвижения гражданина | |
Составлять формулы профессий (классификация по типу, классу, отделу, группе профессии) в процессе профконсультаций и профдиагностики, актуализировать формулы профессий в связи с изменениями требований к профессиям, происходящими на рынке труда | |
Выявлять верность и ошибочность своей индивидуальной системы представлений об изучаемых профессиях, отраженных в модельном множестве формул, с использованием средств цифровизации | |
Разрабатывать программы профессионального самоопределения и развития профессионального самосознания, трудовой мотивации граждан и перепланирования работы | |
Разрабатывать и использовать оценочные инструменты для подбора, распределения, аттестации и карьерного продвижения | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами | |
Вести деловые переговоры, консультации с различными категориями граждан и соблюдать правила этикета | |
Вести электронный документооборот и оформлять информационные материалы и отчетность | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты в объеме, необходимом для профессиональной деятельности |
Общероссийские классификаторы, квалификационные справочники, профессиональные стандарты, справочные материалы о профессиях и их разрядах, о должностях разного уровня управления и подчинения, об уровнях профессионального образования | |
Правовые требования к организации труда и рабочего пространства инвалидов различных нозологических групп | |
Правила делового общения, этики и межкультурной коммуникации, особенности общения с различными категориями граждан, в том числе с инвалидами | |
Теория и методология психологии труда, психогигиены, психотехники и когнитивной эргономики | |
Основы сравнительного профессиоведения, эргатических функций и принципы организации данных в системах управления профессиологическими базами данных в экономике и психологии | |
Видеотехнологии в профессиологии и профориентации | |
Основы социальной психологии, педагогики взрослых и инклюзивной педагогики | |
Основы этнопсихологии и географической психологии в объеме, необходимом для работы | |
Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства | |
Другие характеристики | - |