ГОСТ 22.3.01-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Общие требования
Safety in emergencies. Priority life support for the affected population. General requirements
МКС 13.200
Дата введения 2024-02-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2023 г. N 63)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июля 2023 г. N 532-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22.3.01-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2024 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 22.3.01-97
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются аварии, опасные природные явления, катастрофы, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийные или иные бедствия.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 вид первоочередного жизнеобеспечения населения: Деятельность по определению и удовлетворению какой-либо первоочередной потребности пострадавшего в ЧС населения.
Примечание - К видам первоочередного жизнеобеспечения населения относятся жизненно важные услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в медицинском обеспечении, воде, продуктах питания, жилье, коммунально-бытовых услугах, предметах первой необходимости, санитарно-эпидемиологическом, транспортном, психологическом и информационном обеспечении. Приоритетность и состав необходимых видов первоочередного жизнеобеспечения населения определяются характером ЧС.
2.2 возможности системы первоочередного жизнеобеспечения населения: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему населению системой первоочередного жизнеобеспечения данного региона в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения по установленным нормам и нормативам.
2.3 первоочередное жизнеобеспечение населения: Совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
2.4 первоочередные потребности населения в ЧС: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам.
2.5 период первоочередного жизнеобеспечения населения: Промежуток времени, ограниченный началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
2.6 план мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения: Документ, разрабатываемый на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении чрезвычайной ситуации и содержащий расчеты необходимых сил, средств и ресурсов для ее ликвидации.
2.7 пострадавшее население: Часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.
2.8 пострадавший: Погибший или получивший вред для здоровья человек, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате ЧС.
2.9 принципы первоочередного жизнеобеспечения населения: Основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
2.10 пункт временного размещения населения; ПВР: Комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.
Примечание - ПВР могут развертываться на базе:
- каркасных (пневмокаркасных) палаток, мобильных (инвентарных) зданий и сооружений;
- объектов капитального строительства.
2.11 силы первоочередного жизнеобеспечения населения: Организации, осуществляющие предоставление населению различных видов первоочередного жизнеобеспечения населения.
2.12 система первоочередного жизнеобеспечения населения: Совокупность органов управления, сил и средств организаций, учреждений и предприятий с их связями, предназначенных для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.
2.13 стихийное бедствие: Разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды.
3.1 При создании и поддержании условий первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:
- вопросы первоочередного жизнеобеспечения населения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов власти;
- функции государства приоритетны в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории;
- функции по первоочередному жизнеобеспечению населения рационально распределены между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
- должностные лица несут персональную ответственность за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- подготовка страны (региона) к первоочередному жизнеобеспечению населения происходит заблаговременно;
- физиологическая и энергетическая достаточность обеспечиваются в соответствии с нормами первоочередного жизнеобеспечения населения и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, в зонах ЧС и районах эвакуации;
- система первоочередного жизнеобеспечения населения изначально ориентирована на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
- процесс первоочередного жизнеобеспечения населения является открытым за счет использования ресурсов от непострадавших регионов государства и зарубежной помощи;
- система первоочередного жизнеобеспечения населения способна к быстрому восстановлению после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
3.2 Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения населения является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.
3.3 Первоочередному жизнеобеспечению населения подлежат все граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.
3.4 Главной целью первоочередного жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
3.5 Организацию первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется осуществлять постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав органов власти.
3.6 Первоочередное жизнеобеспечение населения рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения и которые осуществляют свою деятельность на территории региона государства.
4.1 Разработку планов мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения следует проводить на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении ЧС.
4.2 Органы, уполномоченные на решение задач первоочередного жизнеобеспечения населения, должны спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории в результате возникновения ЧС, пути и методы решения вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения.
4.3 Силы, привлекаемые для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, должны быть в случае возникновения ЧС оснащены соответствующими техническими средствами и материальными ресурсами.
4.4 При возникновении ЧС первоочередное жизнеобеспечение населения необходимо организовать своевременно и комплексно, в достаточных объемах по всем видам.
4.5 Мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны совпадать по срокам и месту проведения с другими мероприятиями по спасению, сохранению жизни и здоровья пострадавшего населения.
4.6 При организации и проведении мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения необходимо по возможности минимизировать затраты времени, сил, технических, финансовых и материальных ресурсов на их реализацию.
4.7 Силы и средства должны находиться в постоянной готовности к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения ЧС. При планировании мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения для обеспечения оперативности необходимо заблаговременно разработать механизмы управления силами и средствами.
4.8 Баланс системы первоочередного жизнеобеспечения населения достигается:
- соблюдением основных принципов первоочередного жизнеобеспечения населения, указанных в 3.1,
- заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, препятствующих воздействию дестабилизирующих факторов в случае возникновения ЧС, характерных для данного региона;
- способностью сохранять силы и средства в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения на уровне, характерном для состояния до возникновения чрезвычайной ситуации;
- созданием резервов материальных ресурсов в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом оптимальных соотношений между объемами государственных, региональных и местных резервных фондов;
- созданием в регионах резервов материальных ресурсов для восстановления ослабленной чрезвычайной ситуацией системы первоочередного жизнеобеспечения населения и восстановлением использованных ресурсов за время, не превышающее периода первоочередного жизнеобеспечения населения;
- взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
- подготовкой в установленном порядке пунктов временного размещения пострадавшего в ЧС населения к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;