Статус документа
Статус документа

ГОСТ 22.3.01-2023

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Общие требования

Safety in emergencies. Priority life support for the affected population. General requirements



МКС 13.200

Дата введения 2024-02-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2023 г. N 63)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июля 2023 г. N 532-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22.3.01-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2024 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 22.3.01-97

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются аварии, опасные природные явления, катастрофы, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийные или иные бедствия.

     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 вид первоочередного жизнеобеспечения населения: Деятельность по определению и удовлетворению какой-либо первоочередной потребности пострадавшего в ЧС населения.

Примечание - К видам первоочередного жизнеобеспечения населения относятся жизненно важные услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в медицинском обеспечении, воде, продуктах питания, жилье, коммунально-бытовых услугах, предметах первой необходимости, санитарно-эпидемиологическом, транспортном, психологическом и информационном обеспечении. Приоритетность и состав необходимых видов первоочередного жизнеобеспечения населения определяются характером ЧС.

2.2 возможности системы первоочередного жизнеобеспечения населения: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему населению системой первоочередного жизнеобеспечения данного региона в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения по установленным нормам и нормативам.

2.3 первоочередное жизнеобеспечение населения: Совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

2.4 первоочередные потребности населения в ЧС: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам.

2.5 период первоочередного жизнеобеспечения населения: Промежуток времени, ограниченный началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

2.6 план мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения: Документ, разрабатываемый на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении чрезвычайной ситуации и содержащий расчеты необходимых сил, средств и ресурсов для ее ликвидации.

2.7 пострадавшее население: Часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.

2.8 пострадавший: Погибший или получивший вред для здоровья человек, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате ЧС.

2.9 принципы первоочередного жизнеобеспечения населения: Основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

2.10 пункт временного размещения населения; ПВР: Комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.

Примечание - ПВР могут развертываться на базе:

- каркасных (пневмокаркасных) палаток, мобильных (инвентарных) зданий и сооружений;

- объектов капитального строительства.

2.11 силы первоочередного жизнеобеспечения населения: Организации, осуществляющие предоставление населению различных видов первоочередного жизнеобеспечения населения.

2.12 система первоочередного жизнеобеспечения населения: Совокупность органов управления, сил и средств организаций, учреждений и предприятий с их связями, предназначенных для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.

2.13 стихийное бедствие: Разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды.

     3 Основные цели, принципы и положения для руководства по организации первоочередного жизнеобеспечения населения

3.1 При создании и поддержании условий первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:

- вопросы первоочередного жизнеобеспечения населения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов власти;

- функции государства приоритетны в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения;

- планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории;

- функции по первоочередному жизнеобеспечению населения рационально распределены между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;

- должностные лица несут персональную ответственность за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по первоочередному жизнеобеспечению населения;

- подготовка страны (региона) к первоочередному жизнеобеспечению населения происходит заблаговременно;

- физиологическая и энергетическая достаточность обеспечиваются в соответствии с нормами первоочередного жизнеобеспечения населения и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, в зонах ЧС и районах эвакуации;

- система первоочередного жизнеобеспечения населения изначально ориентирована на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;

- процесс первоочередного жизнеобеспечения населения является открытым за счет использования ресурсов от непострадавших регионов государства и зарубежной помощи;

- система первоочередного жизнеобеспечения населения способна к быстрому восстановлению после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.

3.2 Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения населения является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

3.3 Первоочередному жизнеобеспечению населения подлежат все граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.

3.4 Главной целью первоочередного жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

3.5 Организацию первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется осуществлять постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав органов власти.

3.6 Первоочередное жизнеобеспечение населения рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения и которые осуществляют свою деятельность на территории региона государства.

     4 Общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения

4.1 Разработку планов мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения следует проводить на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении ЧС.

4.2 Органы, уполномоченные на решение задач первоочередного жизнеобеспечения населения, должны спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории в результате возникновения ЧС, пути и методы решения вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения.

4.3 Силы, привлекаемые для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, должны быть в случае возникновения ЧС оснащены соответствующими техническими средствами и материальными ресурсами.

4.4 При возникновении ЧС первоочередное жизнеобеспечение населения необходимо организовать своевременно и комплексно, в достаточных объемах по всем видам.

4.5 Мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны совпадать по срокам и месту проведения с другими мероприятиями по спасению, сохранению жизни и здоровья пострадавшего населения.

4.6 При организации и проведении мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения необходимо по возможности минимизировать затраты времени, сил, технических, финансовых и материальных ресурсов на их реализацию.

4.7 Силы и средства должны находиться в постоянной готовности к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения ЧС. При планировании мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения для обеспечения оперативности необходимо заблаговременно разработать механизмы управления силами и средствами.

4.8 Баланс системы первоочередного жизнеобеспечения населения достигается:

- соблюдением основных принципов первоочередного жизнеобеспечения населения, указанных в 3.1,

- заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, препятствующих воздействию дестабилизирующих факторов в случае возникновения ЧС, характерных для данного региона;

- способностью сохранять силы и средства в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения на уровне, характерном для состояния до возникновения чрезвычайной ситуации;

- созданием резервов материальных ресурсов в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом оптимальных соотношений между объемами государственных, региональных и местных резервных фондов;

- созданием в регионах резервов материальных ресурсов для восстановления ослабленной чрезвычайной ситуацией системы первоочередного жизнеобеспечения населения и восстановлением использованных ресурсов за время, не превышающее периода первоочередного жизнеобеспечения населения;

- взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;

- подготовкой в установленном порядке пунктов временного размещения пострадавшего в ЧС населения к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs