Анализ внутренней и внешней среды сектора производства органической продукции в Российской Федерации
1. Факторы внутренней среды, относящиеся к сильным сторонам сектора производства органической продукции в Российской Федерации:
наличие потенциала увеличения посевных площадей за счет вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, не требующих конверсионного периода при переходе к органическому сельскому хозяйству;
наличие законодательно защищенной маркировки органической продукции, совершенствование государственного регулирования оборота такой продукции;
наличие подтверждаемых сертификатом качественных преимуществ органической продукции перед традиционной продукцией;
совершенствование государственной поддержки органического сельского хозяйства;
наличие внутреннего спроса на органическую продукцию и растущий тренд на здоровое питание;
значительный потенциал увеличения внутреннего потребления переработанной органической продукции и импортозамещения такой продукции;
эффективное развитие розничных онлайн-платформ, снижающее барьер входа на рынок для органической продукции в больших городах;
возможность увеличения экспорта органической продукции на перспективные зарубежные рынки и наличие конкурентных преимуществ по качеству и цене продукции;
наличие потенциала повышения урожайности и прироста производства органической продукции;
достаточный объем производства органических удобрений и возможности наращивания производства органических удобрений;
наличие агротехнологических практик органического сельского хозяйства, позволяющих обеспечить урожайность выше урожайности, которую обеспечивает традиционная система земледелия на той же территории;
наличие экологических преимуществ производства органической продукции, таких как содействие сохранению и восстановлению биоразнообразия, плодородия почв, предохранение от загрязнения почв и водных ресурсов;
ускоренное развитие крупнотоварного, вертикально интегрированного органического животноводства.
2. Факторы внутренней среды, относящиеся к слабым сторонам сектора производства органической продукции в Российской Федерации:
необходимость конверсионного периода при переходе от традиционного к органическому сельскому хозяйству с высоким риском падения урожайности и убыточности работы;
необходимость раздельного использования сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, транспортной инфраструктуры для продукции, произведенной по органическим стандартам, и традиционной продукции;
высокая стоимость органической продукции из-за дополнительных производственных издержек и издержек на сертификацию производства по органическим стандартам;
высокая зависимость от импорта семян, средств защиты растений, машин и оборудования для органического сельского хозяйства;
нахождение значительной доли пашни в Российской Федерации в зоне рискованного земледелия с малоплодородными почвами;
высокая зависимость производства от природно-климатических факторов;
высокие логистические издержки, связанные с удаленностью производства и конечного потребления органической продукции;
отсутствие сертифицированной портовой инфраструктуры на юге Российской Федерации для экспорта органической продукции на перспективные рынки;
вводимые в Российской Федерации тарифные и нетарифные ограничения поставок продукции на зарубежные рынки;
низкая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.
3. Факторы внешней среды, относящиеся к сильным сторонам сектора органического сельского хозяйства в Российской Федерации: