Рекомендации по формированию региональных планов по реализации в 2023-2026 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы
1. Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 4356-р (далее - Стратегия), для методического обеспечения разработки и реализации субъектами Российской Федерации региональных планов по реализации в 2023 - 2026 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы (далее - региональный план) с учетом специфики каждого региона.
2. Региональный план формируется с учетом норм Конституции Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, и иных документов стратегического планирования.
3. Региональный план формируется с учетом:
а) целей Стратегии - обеспечения реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышения экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин;
б) реального разнообразия условий жизни, интересов, установок поведения групп женщин с различными доходами, образованием, семейным положением, национально-культурными, религиозными и другими особенностями.
4. В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Стратегии, создается координационный (совещательный) орган либо действующие координационные и совещательные органы по демографической и семейной политике наделяются соответствующими полномочиями по реализации Стратегии.
5. Региональный план содержит следующие разделы:
а) профилактика социального неблагополучия женщин;
б) сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества;
в) повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни;
г) расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики;
д) укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности.
6. Региональный план может содержать дополнительные разделы, необходимые для эффективной, полной и своевременной реализации Стратегии, с учетом специфики положения женщин в субъекте Российской Федерации.
7. Раздел регионального плана "Профилактика социального неблагополучия женщин" содержит следующие основные мероприятия:
а) обеспечение сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в ситуации репродуктивного выбора, включая социальное сопровождение, предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг;
б) расширение сети семейных многофункциональных центров, предоставляющих комплексную помощь женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
в) совершенствование организации ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации женщин, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
г) повышение доступности социальных услуг, оказание комплексной помощи и поддержки женщинам и девочкам, подвергшимся жестокому обращению.
Исполнителями данного раздела рекомендуется определить исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты и здравоохранения.
К участию в реализации мероприятий рекомендуется привлекать органы социальной защиты, службы занятости, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, медицинские, образовательные, некоммерческие и заинтересованные организации.
8. Раздел регионального плана "Сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества" содержит следующие основные мероприятия:
а) повышение доступности первичной медико-санитарной помощи для женщин и девочек независимо от места проживания, включая использование выездных форм работы, в том числе в сфере охраны репродуктивного здоровья; открытие на базе центральных районных больниц (районных больниц) межрайонных (районных) медицинских подразделений (центров, кабинетов) по работе с женщинами, желающими иметь ребенка;
б) создание школ репродуктивного здоровья на базе центров охраны репродуктивного здоровья подростков;
в) совершенствование консультирования женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора, в том числе введение мотивационного анкетирования всех женщин, обратившихся за искусственным прерыванием беременности; адресное предоставление женщинам федеральных и региональных мер поддержки по результатам анкетирования; внедрение в работу врачей женских консультаций речевых модулей для создания у женщин положительных установок на рождение детей в ситуации репродуктивного выбора; усиление роли кризисных центров по прерыванию беременности;
г) повышение информированности населения о возможностях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим бесплодием, путем применения вспомогательных репродуктивных технологий;
д) распространение лучших практик по внедрению корпоративных программ, направленных на укрепление здоровья работников;