Действующий

О внедрении Единой модели профессиональной ориентации

Приложение 8

     

Программа посещения организаций профессионального образования и работодателей региона с учетом профессиональных интересов обучающихся: экскурсия как метод Профориентационной работы



Экскурсия - форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с участниками с целью получения комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Совмещает в себе практически все каналы передачи информации о реальном объекте (а не его образе или модели): зрительный, аудиальный и даже обонятельный и осязательный. Работают все органы чувств.


Экскурсия формирует мировоззрение участников (в самом широком смысле), развивает наблюдательность, влияет на формирование взглядов, вкусов, а также нравственно-этической культуры.

Экскурсия как форма общения характеризуется демократичностью, отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждая после каждой части экскурсии полученные впечатления и знания.

Экскурсия как метод используется в образовании, туризме, музейной работе и многих других областях. Экскурсия используется в профессиональной деятельности, образовании и досуге. Экскурсия универсальна в отношении любых возрастов участников.

Структура экскурсии:


тема (название и содержание экскурсии);

цель (предполагаемый результат экскурсии для ее участников);

объект (то, о чем предполагается получить комплексную информацию в результате мероприятия);

время (дата и время проведения);

рефлексия (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов; может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации).

Организация экскурсии


Экскурсия требует определенных компетенций от организатора (автора, разработчика). Часто это партнерская (совместная) деятельность, хотя возможна и ситуация, когда организатор, исполнитель, экскурсовод и само содержание экскурсии определяются одной организацией и даже одним человеком (музейная работа, знакомство с образовательной организацией, посещение производства). В случае партнерства предполагается согласование деятельности двух или более субъектов, что усложняет планируемую деятельность.

Ресурсное обеспечение экскурсии:


человеческие ресурсы (кадры), включающие организатора(ов)-групповода(ов), экскурсоводов;

принимающая организация (площадка);

транспорт;

средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.);

Кроме того, требуется решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте), а в случае работы с детьми необходимо решение правовых вопросов.

В рамках профориентации экскурсия позволяет получить максимально полную информацию о профессиональной деятельности (в частности, об условиях и средствах труда). Исключение составляет лишь возможность практического участия в данной профессиональной деятельности.

Преимущества метода:


происходит непосредственный контакт с объектом: получение практически полной информации без посредников (экскурсовод - помощник).