171. Федеральный учебный план начального общего образования.
171.1. Федеральный учебный план образовательных организаций, реализующих ООП НОО (далее - федеральный учебный план), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
171.2. Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
171.3. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
171.4. Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
171.5. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
171.6. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объёма.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
171.7. Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
171.8. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другие). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
171.9. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов.
171.10. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
171.11. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы).
171.12. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
171.13. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
171.14. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
171.15. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
171.16. Для начального уровня общего образования представлены пять вариантов федерального учебного плана:
для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная и 6-дневная учебная неделя), варианты 1 и 2;
Вариант 1
Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) | ||||||
Предметные области | Учебные предметы/классы | Количество часов в неделю | Всего | |||
|
| I | II | III | IV |
|
Обязательная часть |
| |||||
Русский язык и | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
литературное чтение | Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Иностранный язык | Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | 1 | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
| Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Технология | Труд (технология) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 23 | 87 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | |
Учебные недели | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Всего часов | 693 | 782 | 782 | 782 | 3039 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная санитарными правилами и гигиеническими нормативами | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 |
Вариант 2