16. Паспорт подпрограммы 3
1 | Исполнители подпрограммы 3 (соисполнители государственной программы и (или) ответственный исполнитель государственной программы) | Администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга |
2 | Участники государственной программы (в части реализации подпрограммы 3) | - |
3 | Цели подпрограммы 3 | Создание условий для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территории г.Кронштадта (о.Котлин) |
4 | Задачи подпрограммы 3 | Создание условий для комплексного развития территории г.Кронштадта. |
5 | Региональные проекты, реализуемые в рамках подпрограммы 3 | - |
6 | Общий объем финансирования подпрограммы 3 по источникам финансирования с указанием объема финансирования, предусмотренного на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы 3 за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 19031282,8 тыс.руб., в том числе по годам реализации: |
7 | Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 3 | Реализация подпрограммы 3 должна обеспечить к 2028 году в количественном выражении: |
17. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз ее развития
Кронштадтский район Санкт-Петербурга является пригородным районом Санкт-Петербурга, расположен на о.Котлин в Финском заливе на расстоянии 48 км от Санкт-Петербурга. С 1983 года о.Котлин связан с материком сухопутной дорогой. Территория Кронштадтского района Санкт-Петербурга в существующих утвержденных границах составляет 1935 га, в том числе: о.Котлин - 1602 га (из них 703 га территории имеют историко-культурную и историко-ландшафтную ценность), кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга - 243 га (исключая островной участок); форты - 90 га. Население г.Кронштадта составляет 44,3 тыс. человек (на 01.01.2022). Кронштадт - морские ворота Северной столицы, город-крепость боевой и воинской славы, всегда бывший на передовой в морских сражениях.
Градостроительное развитие Кронштадтского района Санкт-Петербурга, как и всего Санкт-Петербурга, происходит в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, согласно которому комплексному развитию подлежат территории в западной и центральной частях Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Кронштадт - один из уникальных населенных пунктов Санкт-Петербурга. На площади 19 кв.км расположены исторические достопримечательности, судостроительные заводы, части Военно-Морского Флота. На территории г.Кронштадта находится более 230 памятников истории и культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
17.1. Основные проблемы
Территориальная удаленность от Санкт-Петербурга и неразвитость транспортной системы обуславливают экономическую изолированность о.Котлин.
Промышленность о.Котлин в настоящее время слабо развита и не оказывает существенного влияния на поступления в бюджет Санкт-Петербурга и на рынок труда.
Распространена трудовая маятниковая миграция из г.Кронштадта в другие районы Санкт-Петербурга, вследствие чего Кронштадтский район Санкт-Петербурга является "спальным" и отстающим в плане социально-экономического развития.
Экономическая и общественно-социальная активность сконцентрирована в исторической части г.Кронштадта, в юго-восточной части о.Котлин.
Существующая туристическая инфраструктура направлена на развитие экскурсионных автобусных туров, в то время как г.Кронштадт обладает уникальным потенциалом развития морского и военно-морского туризма.
17.2. Образование и культура
Так как долгое время г.Кронштадт был режимным военным объектом, здесь создана вся необходимая инфраструктура в области образования и культуры.
Среди учебных заведений можно выделить Морской кадетский корпус. В Кронштадтском районе Санкт-Петербурга расположено несколько современных научных центров.
Завершено воссоздание крупнейшего духовного центра морской славы России - Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. Морской собор является наиболее посещаемым местом г.Кронштадта. Морской собор является не только духовным центром, но и памятником истории Российского флота. Он был заложен по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Сегодня большое значение имеет идея развития г.Кронштадта как духовного центра, центра развития наследия Иоанна Кронштадтского.
Возможен также процесс системного превращения г.Кронштадта в центр патриотического воспитания Российской Федерации. Кронштадт в течение всей своей истории защищал Санкт-Петербург от нападения со стороны Балтийского моря, в силу своей закрытости хорошо сохранился как целостный ансамбль. Фактически город в первозданном виде перешел из XIX века в XXI век, сохранилась уникальная застройка. Форты и другие оборонительные сооружения представляют интерес с точки зрения развития г.Кронштадта как центра патриотического воспитания.
17.3. Транспортная доступность
Большое влияние на состояние нынешней транспортной доступности г.Кронштадта оказал тот факт, что долгое время о.Котлин был закрытым стратегическим объектом. Только в 1996 году в г.Кронштадт стало возможным попасть обычным гражданам и туристам. До 1983 года до г.Кронштадта можно было добраться только на пароме. Затем к центральной части о.Котлин с севера была подведена дамба - комплекс защитных сооружений, по которой было открыто автомобильное сообщение с Санкт-Петербургом. Дамба делит о.Котлин на две части, западную и восточную: на западе находятся один из фортов, кладбище и воинская часть, сам г.Кронштадт занимает восточную часть о.Котлин. В настоящее время о.Котлин и его окрестности соединяют современные магистрали кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Есть также и подземный тоннель, построенный в 2011 году и также являющийся частью транспортных коммуникаций, соединяющих о.Котлин с Санкт-Петербургом.
Общественный транспорт представлен автобусами (социальные и коммерческие маршруты). С точки зрения транспортной доступности в настоящее время Кронштадтский район Санкт-Петербурга выглядит благополучнее многих других районов Санкт-Петербурга. Ряд автобусных маршрутов соединяет г.Кронштадт со станциями метро ("Старая Деревня", "Проспект Просвещения" и "Черная речка") и близлежащими населенными пунктами: г.Сестрорецком и пос.Лисий Нос. С г.Ломоносов, расположенным напротив г.Кронштадта на южном берегу Финского залива, до ноября 2011 года г.Кронштадт был связан автомобильным паромом. С 14 сентября 2011 года, после ввода в эксплуатацию последнего участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, в г.Ломоносов также открыт автобусный маршрут.
Несмотря на наличие путей сообщения с остальной частью Санкт-Петербурга, транспортная доступность г.Кронштадта является одной из приоритетных задач развития г.Кронштадта: пока единственным путем в г.Кронштадт является выезд на кольцевую автомобильную дорогу вокруг Санкт-Петербурга. Необходимы новые транспортные решения, связанные со съездом с кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и въездом в г.Кронштадт.