В настоящее время в Российской Федерации действуют порядка 200 инструментов поддержки технологических инноваций, включая исследования и разработки. Назрели их инвентаризация с точки зрения эффективности и результативности и последующая пересборка с целью устранения дублирования, укрупнения и фокусировки на сквозных технологических приоритетах, что предусматривает использование следующих подходов.
Первый подход - формирование всех форм заказа государства на исследования и разработки (за исключением фундаментальных исследований) должно осуществляться на основе сквозных технологических приоритетов посредством:
выделения квот в рамках финансового обеспечения исследовательских проектов;
настройки ключевых показателей эффективности и целевых индикаторов научно-технологических проектов на достижение целей технологического развития.
Результатом прикладных исследований и разработок должен стать выявленный и оформленный, в том числе зарегистрированный, объект интеллектуальной собственности (изобретение, база данных, секрет производства (ноу-хау) и др.).
Второй подход - изменение общих подходов к развитию стимулирующих механизмов, которое должно включать:
увеличение сроков финансирования разработок с возможным выделением их этапов;
создание возможности включения одновременно в один проект работ по всем уровням готовности технологий;
поддержку создания и развития экспериментальных и опытно-промышленных производств одновременно с исследованиями и разработками;
стимулирование и финансирование параллельных линий разработки технологий и продуктов одного назначения;
признание возможным приостановки или закрытия проектов в случае реализации научных и технологических рисков без применения санкций в отношении разработчика;
снижение требований по софинансированию в рамках государственной поддержки отдельных сложных и технологически рискованных исследований и разработок;
смягчение требований к разработчикам и будущим производителям по гарантии продаж новых продуктов с длительным горизонтом разработки;
поощрение передачи и внедрения технологий и продуктов собственных линий разработки конкурирующим производителям для развертывания серийных производств;
внедрение принципов клиентоцентричности и упрощение администрирования мер поддержки на основе цифровизации процессов;
создание и развитие навигатора мер поддержки по принципу одного окна для всех возможных получателей поддержки в сфере инноваций.
Третий подход предполагает создание новых рынков для продвижения принципиально новых видов высокотехнологичной продукции, произведенных на основе сквозных технологий, и отработки бизнес-моделей посредством запуска ряда проектов-маяков. До 2030 года будут завершены проекты-маяки в сфере коммерческих грузовых беспилотных перевозок в 3 средах (авиа-, авто-, водные), медицины на основе обработки данных, развития электротранспорта.
Четвертый подход направлен на преодоление технологических барьеров, препятствующих развитию новых рынков, создаваемых при применении сквозных технологий, на основе запуска и развития системы открытых технологических конкурсов, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы.