Низкий спрос на отечественную инновационную продукцию во многом обусловлен структурными факторами, связанными с интеграцией российской экономики в глобальные производственные цепочки. Помимо этого, ключевую роль играют многочисленные регуляторные ограничения, ведущие к удорожанию и растягиванию сроков выпуска высокотехнологичной продукции.
Недостаточный объем производства и низкий уровень конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции в значительной мере вызваны нежеланием компаний и корпораций инвестировать в долгосрочные инновационные проекты, включающие исследования и разработки, в целях производства и выведения на рынок новой высокотехнологичной продукции. В наиболее развитых странах удельный вес предпринимательского сектора в общем объеме финансирования исследований и разработок составляет 80 процентов, в то время как в Российской Федерации - около 30 процентов. Мотивация компаний и корпораций инвестировать в исследования и разработки во многом зависит от наличия источников долгосрочного финансирования, эффективности исследований и разработок, удобства практической апробации создаваемых технологических решений, а также от сокращения сроков их внедрения.
Созданию условий стимулирования спроса и предложения отечественной инновационной продукции будут способствовать следующие механизмы:
оптимизация системы стандартизации в целях стимулирования технологических инноваций на основе собственных линий разработки технологий;
введение механизма (нормативов) закупки отдельных видов высокотехнологичной продукции, созданной на основе собственных линий разработки технологий, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием (с учетом качества и цены данной продукции). Указанное требование может вводиться посредством перезагрузки действующего механизма программ инновационного развития;
установление требований к использованию отечественной инновационной продукции при формировании крупных инвестиционных, в том числе инфраструктурных проектов с государственным участием и (или) при государственной поддержке;
создание цифровых платформ (маркетплейсов) для взаимодействия крупных заказчиков и разработчиков высокотехнологичной продукции;
создание специальных механизмов финансовой поддержки закупок (лизинга) отечественной высокотехнологичной продукции с учетом требований национального режима для поставщиков из дружественных стран;
разработка и внедрение специальных механизмов (инструментов) поддержки экспорта высокотехнологичной продукции;
развитие преференциальных режимов на отдельных территориях, в том числе правового режима инновационных научно-технологических центров, включая оптимизацию их количества и унификацию состава и правил предоставляемых льгот и преференций;
создание или адаптация специальных долговых и долевых финансовых инструментов и обеспечение их источниками финансирования для развития быстрорастущих технологических компаний;
создание инфраструктуры полигонов, укрупненных и пилотных установок для апробирования новых технологических решений в условиях реальной эксплуатации;
формирование и использование, в том числе при определении правил льготного финансирования инвестиционных проектов, отраслевых требований к строящимся предприятиям, предусматривающих создание экспериментальных цехов, площадок для опытного внедрения и других инфраструктурных решений;
создание механизмов и инструментов льготного долгосрочного (с выходом за рамки бюджетного цикла) финансирования проектов долгосрочных исследований и разработок в интересах производственных компаний, стимулирующих коммерциализацию создаваемых результатов интеллектуальной деятельности;
изменение дивидендной политики компаний с государственным участием для сохранения в их распоряжении дополнительных источников финансирования долгосрочных вложений в исследования и разработки;
создание механизма льготного лизинга для производственных сооружений и зданий по аналогии с условиями промышленной ипотеки;
создание и развитие сети региональных институтов развития, обеспечивающих поддержку и финансирование производственных проектов технологических компаний в режиме проектного финансирования. Для таких институтов развития будут предусмотрены долгосрочные и льготные источники финансирования;
создание специальных механизмов поддержки и повышения конкурентоспособности инновационной продукции российского производства при ее реализации на нерегулируемом сегменте рынка;
создание механизмов по стимулированию инвесторов к созданию инфраструктуры на территориях с преференциальными режимами, на базе которых создаются критические и сквозные технологии.