В целях стимулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности и снижения административной нагрузки на технологические компании будут реализованы следующие мероприятия:
внедрение принципа "право на риск" - презумпции добросовестности должностных лиц в случае недостижения запланированных результатов инновационного проекта, в том числе с использованием бюджетных средств, средств компаний с государственным участием, государственных корпораций и институтов инновационного развития;
создание на основе принципа "право на риск" механизма конкуренции технологических решений, в том числе при формировании портфеля проектов институтов инновационного развития;
создание инструментов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности через повышение их рыночной ликвидности. Для этого получат развитие механизмы оценки прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе для целей залога прав на них и последующей реализации;
применение в отдельных случаях механизмов принудительного лицензирования в отношении неиспользуемых результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат правообладателям из недружественных стран;
создание института кредитования под залог интеллектуальной собственности;
оптимизация льготных налоговых условий для увеличения оборота прав на объекты интеллектуальной собственности и стимулирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе введение режима "патентная коробка" - режима пониженного обложения налогом на прибыль с оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, отмены обложения налогом на добавленную стоимость сделок с правами на все виды интеллектуальной собственности, отмена взносов во внебюджетные фонды с вознаграждений за служебные результаты интеллектуальной деятельности, поэтапное увеличение (до 3-х) коэффициента, позволяющего списывать затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы на себестоимость, если разработка заказывается бизнесом у научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях создания новых продуктов, улучшение администрирования предоставления указанных налоговых льгот, в том числе в части применения повышающего коэффициента затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
урегулирование правоотношений между правообладателями и государством в отношении необходимых для государственных и муниципальных нужд результатов интеллектуальной деятельности, созданных организациями в инициативном порядке за счет собственных средств, включая установление цены приобретения прав на такие результаты интеллектуальной деятельности (как прав использования, так и исключительных прав);
упрощение порядка трансфера результатов интеллектуальной деятельности между оборонной и гражданской сферами в обоих направлениях;
снятие барьеров при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности научными и образовательными организациями в коммерческий сектор, в том числе при создании малых инновационных предприятий научными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также авторами изобретений;
регламентация обязательности включения положений об условиях, позволяющих авторам изобретений распоряжаться созданными ими объектами интеллектуальной собственности, в документы (политики, регламенты, порядки) в области интеллектуальной собственности научных и образовательных организаций высшего образования;
устранение налоговых ограничений при использовании договора инвестиционного товарищества как инструмента для привлечения венчурного финансирования, включая механизм отложенного налогообложения;
предоставление возможности установления экспериментальных правовых режимов в отдельных сферах технологических инноваций, не являющихся цифровыми инновациями;
в целях упрощения порядка и повышения прозрачности сделок с правами на результаты интеллектуальной деятельности - развитие межведомственного обмена данными государственных реестров в части ввода данных о правах на результаты интеллектуальной деятельности;
изменение подсудности экономических (имущественных) споров в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности - передача из судов общей юрисдикции в арбитражные суды;
разработка порядка управления материальными активами (включая материальные носители информации о результатах интеллектуальной деятельности, опытные образцы и испытательные стенды), созданными в рамках исследований и разработок в целях государственного заказа;
адаптация сферы интеллектуальной собственности новых субъектов Российской Федерации к российскому законодательству, в том числе льготное получение статуса патентных поверенных лицами, проживающими в новых субъектах Российской Федерации.