Действующий

О направлении методических рекомендаций [по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования]

1.3. Вариативная часть образовательной программы ДОО

 

17. Может ли быть несколько Программ у одной ДОО или все структурные подразделения должны реализовывать одну Программу?

Согласно пункту 2.2 ФГОС ДО структурные подразделения в одной ДОО могут реализовывать разные Программы. Вариативные части Программ структурных подразделений ДОО будут раскрывать особенности образовательного процесса в каждом из них.

18. Что такое вариативная часть Программы?

Вариативная часть Программы представлена частью, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО является обязательной с точки зрения реализации его требований, дополняет обязательную часть Программы, позволяет обеспечивать вариативность ДО, стимулировать педагогическое творчество и инициативу, учитывать индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей (законных представителей), а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс.

19. Какова структура вариативной части Программы?

Согласно пункту 2.11 ФГОС ДО вариативная часть Программы дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный.

20. Какие требования предъявляются к вариативной части Программы?

Вариативная часть Программы:

составляет не более 40% от всего объема Программы;

является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС ДО;

дополняет обязательную часть Программы;

является частью каждого раздела Программы;

разрабатывается непосредственно ДОО с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. К ее разработке могут быть привлечены родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и другие заинтересованные лица;

удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности обучающихся ДОО;

при использовании парциальных программ (одной или комплекса программ) содержит информацию о них;

содержит региональный компонент, отражает этнокультурную ситуацию, специфику национальных, культурных, климатических, материально-технических, социальных условий, в которых решаются педагогические задачи;

обеспечивает вариативность образовательного процесса в конкретной ДОО, учет индивидуальных потребностей и возможностей, в том числе в части коррекционной работы, с детьми с ОВЗ.

21. Может ли Организация самостоятельно разработать вариативную часть Программы?

Вариативная часть Программы разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО в нее могут входить как парциальные программы, так и самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений программы, основанные на личном педагогическом опыте, индивидуальных особенностях обучающихся, этнокультурной ситуации развития и пр.

22. Что такое парциальная программа?

Парциальная программа - это авторская (разработанная одним автором или имеющая коллективное авторство) образовательная программа, раскрывающая содержание образовательной работы с детьми в одной конкретной образовательной области (использование конкретной образовательной технологии, применение определенной методики), нацеленная на развитие обучающихся, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

23. Можно ли рассматривать парциальную программу в качестве вариативной части Программы?

Да, вариативная часть Программы может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом данной ДОО. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.

24. Можно ли при разработке вариативной части Программы привести только ссылки на реализуемые парциальные программы?

Да, в тексте вариативной части содержательного раздела Программы можно дать ссылки на реализуемые парциальные программы. Согласно пункту 2.12 ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть "представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы".

25. Любую ли парциальную программу можно использовать в образовательной практике, какие требования должны предъявляться к парциальной программе?

Для разработки части, формируемой участниками образовательных отношений, можно использовать различные парциальные программы для работы с детьми дошкольного возраста. При этом они должны:

соответствовать принципам, целям и задачам ФГОС ДО;