Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489

          Приложение N 4
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 03.05.2023 N 383

     

8.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы 1 с указанием основных проблем и прогноз ее развития



Одним из основных направлений политики любого государства является деятельность по предупреждению правонарушений, заключающаяся в реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественными организациями для устранения причин и условий, их порождающих. Проблема противодействия правонарушениям для такого крупного промышленно-экономического, культурного и туристического мегаполиса, как Санкт-Петербург, население которого превышает 5 млн человек, стоит на одном из первых мест по актуальности. Среди условий эффективности планирования и непосредственного осуществления деятельности по предупреждению, предотвращению и пресечению противоправных деяний на первый план выдвигается качественное взаимодействие правоохранительных органов, органов государственной власти Санкт-Петербурга и институтов гражданского общества, координация их усилий в этом направлении.

В Санкт-Петербурге система профилактики правонарушений создана и развивается с 2007 года. Ее основы урегулированы Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Законом Санкт-Петербурга от 28.02.2018 N 124-26 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28.02.2018 N 126-25 "Об отдельных вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге". Опыт построения этой системы, взаимодействия ее субъектов, реализации профилактических мероприятий в ее рамках и их влияния на состояние криминогенной ситуации в Санкт-Петербурге является определяющим в планировании дальнейшей деятельности по укреплению правопорядка и общественной безопасности, осуществляемой органами государственной власти и правоохранительными органами. Индикаторами эффективности такой практики выступают как данные официальной статистики о криминогенной обстановке и ее тенденциях, показателях деятельности указанных органов, так и общественное мнение по данной проблеме. При этом объективность общественного мнения находится в прямой зависимости от степени вовлеченности гражданского общества в обеспечение правопорядка и информированности в этом сегменте.

Целенаправленная работа по повышению безопасности граждан в Санкт-Петербурге продолжается. Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, предупреждению социальных конфликтов и других правонарушений. Деятельность правоохранительных органов и Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения в целом.

По данным ГУ МВД на территории Санкт-Петербурга в 2022 году общее количество преступлений составило 62971, что на 0,3% больше, чем в 2021 году (62755); на 26,7% снизилось количество квартирных краж; на 55,5% - хищений транспортных средств; на 2,2% - грабежей; на 16,9% - разбойных нападений; на 18,2% уменьшилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

В Санкт-Петербурге продолжается установка камер видеонаблюдения, устройств экстренной связи "гражданин - полиция". Видеокамерами оборудованы все крупные спортивные и концертные площадки Санкт-Петербурга. Активно развивается проект сервисной модели камер видеонаблюдения, охватывающий все районы Санкт-Петербурга.

В целях повышения уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга на основе полномасштабного использования информационно-коммуникационных технологий КИС до августа 2016 года осуществлялось развитие автоматизированной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга. В августе 2016 года в Санкт-Петербурге создана ГИС "АПК "БГ", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2016 N 759. "ГИС АПК "БГ" состоит из 12 автоматизированных систем, одной из которых является автоматизированная система "Городской центр видеонаблюдения". В дежурную часть ГУ МВД и дежурные части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне через Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской мониторинговый центр" выводится изображение с 63478 камер видеонаблюдения (2018 г. - с 25032 камер, 2020 год - с 39637 камер, 2021 год - с 49637 камер), установленных на улицах Санкт-Петербурга.

В целях раскрытия преступлений по горячим следам на улицах Санкт-Петербурга функционирует 71 система экстренной связи "гражданин - полиция".

Принятые меры дали свои результаты. За 12 месяцев 2022 года с использованием информации, поступающей с камер видеонаблюдения, сотрудниками органов внутренних дел выявлено 1701 преступление (в 2018 году - 606, в 2020 году - 884, в 2021 году - 899), раскрыто - 1968 (в 2018 году - 559, в 2020 году - 609, в 2021 году - 894).

Статистика также показывает значительное снижение количества правонарушений и повышение раскрываемости совершенных преступлений на территориях создаваемых "зон безопасности". "Зона безопасности" представляет собой участок территории с массовым нахождением граждан, оборудованный современными системами видеонаблюдения с более высоким разрешением, устройствами экстренной связи. В настоящее время на территории 13 районов Санкт-Петербурга действуют 25 "зон безопасности". Работу на данном направлении необходимо продолжать и в последующие годы.

Принятые меры дали определенные результаты: по итогам 2022 года количество преступлений, совершенных на улицах, снизилось на 3,1%.

Помимо этого, реализация мероприятий государственной программы привела к положительному социальному эффекту. На территории Санкт-Петербурга зафиксированы позитивные тенденции возвращения доверия населения и респондентов из числа специалистов к правоохранительным органам.

Таким образом, мероприятия, проводимые в рамках программ по профилактике правонарушений, позволили создать масштабную организационную, информационную и материально-техническую базу, достаточную для выполнения блоков мероприятий государственной программы. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры и положительные изменения, существенного оздоровления оперативной обстановки и качественного улучшения деятельности на отдельных направлениях противодействия преступности добиться не удалось, и криминальная обстановка в Санкт-Петербурге остается достаточно сложной.

Увеличилось количество зарегистрированных случаев вымогательства чужого имущества (+28,9%), мошенничества (+2,5%), краж чужого имущества (+2,3%), преступлений, совершенных в общественных местах (+6,4%).

В результате принятия последовательных мер, направленных на совершенствование деятельности ИОГВ в сфере предупреждения экстремистских проявлений, консолидации усилий всех субъектов профилактики экстремизма, инцидентов, связанных с проявлениями экстремизма, в период проведения в 2022 году в Санкт-Петербурге крупных общественно-политических, спортивных, религиозных и иных мероприятий, включая избирательную кампанию, не допущено.

Вместе с тем количество преступлений экстремистской направленности увеличилось с 8 в 2021 году до 31 в 2022 году.

Анализ социально-криминологической характеристики преступности в Санкт-Петербурге за 2022 год показывает, что немногим меньше половины (44,4%) преступлений от числа расследованных совершены лицами, ранее совершавшими преступления. При этом общее число преступлений, совершенных указанными лицами, в сравнении с 2021 годом возросло на 5,6% (11622).

Рассматривая преступления, совершенные повторно лицами, совершавшими преступления, в качестве их причин и условий можно отметить недостаточность профилактической работы с ранее судимыми лицами и низкую степень их социализации.

На 8,9% уменьшилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, на 35,6% - число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Вместе с тем в указанном состоянии по-прежнему совершается значительное количество преступлений. Удельный вес этих преступлений составляет соответственно 9,7 и 1,5%.

В структуре преступлений, совершенных в 2022 году в Санкт-Петербурге, традиционно доминируют кражи, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, мошенничества и корыстно-насильственные преступления.

Основными направлениями деятельности полиции в 2022 году оставались борьба с терроризмом и экстремизмом, с наркопреступностью, выявление и пресечение преступлений в сфере экономики, профилактика правонарушений, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Значительную роль в профилактике тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан играет административная практика участковых уполномоченных полиции.

В 2022 году удалось незначительно улучшить раскрываемость убийств, краж, грабежей, разбоев, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, фактов вымогательства и мошенничества. При этом общая раскрываемость преступлений повысилась на 1,9%.

На криминогенную обстановку в Санкт-Петербурге оказывают влияние социально-экономические, демографические, политические и другие факторы, миграционные процессы, стремительно развивающиеся информационные технологии, специфика Санкт-Петербурга как мегаполиса, крупного транспортного узла Северо-Западного региона, а также проживание на его территории большого количества ранее судимых граждан.

Негативное влияние не только на демографические процессы, но и на состояние криминогенной обстановки в Санкт-Петербурге оказала эпидемиологическая ситуация, в которой в 2020-2022 годах действовали органы государственной власти.

Непростая санитарно-эпидемиологическая обстановка, снижение уровня жизни различных категорий населения Санкт-Петербурга в условиях введенных ограничений в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), падения реальных доходов и увеличения закредитованности оказывают негативное влияние на материально-бытовую сферу, распространение пьянства и алкоголизма. Условием совершения такого рода преступлений являются факты нелегальной реализации алкогольной, в том числе контрафактной, продукции в Санкт-Петербурге.

Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга создает благоприятные условия для нелегального ввоза наркотиков на его территорию, а также их транзита в другие регионы Российской Федерации и зарубежные страны. В свою очередь наркопотребление детерминирует рост имущественных, корыстно-насильственных преступлений и социально опасных заболеваний.

Урбанизация - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, охватывающий социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение, также оказывает свое влияние на особенности преступности. Крупные города отличаются концентрацией больших масс населения на ограниченной территории. Эти обстоятельства приводят к конфликтам объективного и субъективного характера и зачастую выступают причиной различного рода преступлений, прежде всего направленных против личности. Санкт-Петербург в сложившейся социально-экономической ситуации приобретает особую экономическую привлекательность для большого числа мигрантов, в том числе и для лиц, прибывающих с антиобщественными целями. Интенсивность хищений имущества в городах значительно выше, чем в сельской местности. Существенно чаще совершаются кражи, в том числе карманные кражи, кражи из автотранспорта и другие.