Действующий

О методических рекомендациях

4.1. Краткая характеристика видов спорта


Бадминтон - спортивная игра с воланом и ракеткой, в которой принимают участие по одному или два игрока с каждой стороны. Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.

Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своем теле на площадке.

Настольный теннис - индивидуальная спортивная игра, в процессе которой соревнуются два спортсмена или две пары спортсменов. Настольный теннис развивает волю, реакцию, выносливость, умение мыслить. Важнейшими качествами для спортсменов в настольном теннисе являются реакция, координация, чувство мяча.

Дартс - спортивная игра, в которой участники метают дротики в определенную мишень, разделенную на секторы. Игра в дартс развивает координацию движений, укрепляет мышцы спины, улучшает зрение и развивает память.

Стрельба из лука - вид спорта, в котором производится стрельба из лука стрелами на точность или дальность. Победителем является спортсмен или команда, которая наберёт больше очков. Спортсмены-лучники стреляют по специальным мишеням, которые крепятся на щитах. Стрельба ведётся по стандартным бумажным мишеням, которые состоят из концентрических кругов разного цвета. Стандартными дистанциями по стрельбе из лука в помещении являются дистанции - 18, 30 и 50 метров до мишени, а на открытом воздухе начинаются с 30 метров. Лучный спорт - отличный способ воспитать в себе спокойствие и силу духа, укрепить свой мышечный корсет, развить глазомер.

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занимающихся разного возраста и разной степени физической подготовленности. Развиваются основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, координация.

Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.

Городошный спорт - спортивная игра заключается в поочерёдном выбивании соперниками или командами соперников за периметр города (площадки с разметкой) фигур, сложенных из городков (деревянных брусков), с помощью городошной биты (метательного спортивного снаряда). Игра в городки развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.

Гиревой спорт - силовой вид спорта, является разновидностью тяжелой атлетики. Занятия с гирями можно проводить в группах или индивидуально. Во всех случаях не требуется специализированных залов и оборудования. Гири могут быть в любом спортивном зале или не приспособленном для занятий спортом помещении. Особенностью занятий с гирями является то, что они позволяют достаточно быстро развивать силовые возможности человека, и главным образом, его силовую выносливость. Занятия с гирей совершенствуют практически всю мышечную систему, так как при подъеме этого снаряда принимают участие все группы мышц (ног, туловища, рук).

Армрестлинг - вид борьбы на руках между двумя участниками (вид спортивных единоборств). Во время матча одноименные руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующихся является прижатие руки противника к поверхности.

Шахматы, шашки - настольные логические игры со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Шахматы и шашки развивают интеллект, память, внимательность, силу воли, являются одним из средств воспитания характера. Для занятий шахматами и шашками не требуются специально оборудованные помещения. Для этого необходимо небольшое помещение общеобразовательной организации.

Лапта - двухсторонняя командная игра, которая проводится как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Это эффективнейшее средство развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Здесь применяется бег, прыжки, метание мяча, ловля, удар битой. У игроков вовлекаются в динамическую работу все группы мышц, увеличивается подвижность в суставах, активизируется обмен веществ, что благоприятно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии обучающихся.

Лыжные гонки - один из самых доступных и массовых видов физической культуры и спорта. Представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Дзюдо - это вид спортивной борьбы, относится к группе сложно-координационных видов спорта, т.к. его основное содержание - взаимодействие противников, задачей которых является выведение из равновесия посредством технических действий в стойке, с последующим преследованием противника в борьбе лежа (партере), целью которого является победа сковывающими узлами удерживающего, удушающего либо болевого характера в соответствии с правилами соревнований.

Занятия дзюдо укрепляют здоровье и развивают физические качества - быстроту, силу, ловкость, выносливость, а также духовные - настойчивость, волю, самообладание, решительность, целеустремлённость.

Самбо (самозащита без оружия) - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты. Самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей.

Художественная гимнастика - вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений и элементов без предмета, а также с предметом (булавы, мяч, скакалка, обруч, лента).

Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов, расположенных на местности. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это жизненно важный навык. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция.

Все перечисленные виды спорта помогают решать основную задачу физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами в области физической культуры и спорта.

Важным условием успешности развития школьного спорта является обязательный ежегодный социологический опрос обучающихся для изучения их физкультурно-спортивных интересов и потребностей, результаты которого позволят определить приоритеты в выборе физкультурно-спортивной деятельности. У обучающегося должен быть выбор, каким видом спорта он хочет и может заниматься. Свой интерес и желание заниматься определенным видом спорта обучающийся может развивать в ШСК участвуя в соревнованиях.