Действующий

О методических рекомендациях

2. Общие положения


Школьный спортивный клуб (далее - ШСК) в малокомплектных школах создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с их Порядком деятельности, утвержденным приказом Минпросвещения от 25 марта 2020 г. N 117, а также методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях (письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2021 г. N 06-1400), в целях вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, традиционных и наиболее популярных в субъекте Российской Федерации видов спорта, формирования здорового образа жизни.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь нормами статьи 99 Федерального закона, самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным, учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности субъектов Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности и численности обучающихся;

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.

В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р улучшение доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры нацелено на улучшение среды обитания людей, проживающих в сельской местности. Для успешной реализации этого направления в первую очередь необходимо укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности на основе организаций образования, культуры и спорта.

С 1 января 2021 года к малокомплектным школам предъявляются общеустановленные санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28.

В соответствии с приказом Минпросвещения от 25 марта 2020 г. N 117 основными задачами деятельности школьных спортивных клубов являются:

вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;

развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;

организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.

К особенностям малокомплектной общеобразовательной организации относится:

неравномерная наполняемостью классов или отсутствие отдельных классов;

наличие классов, где вместе обучаются дети разных возрастов;

слабо развитая спортивная инфраструктура общеобразовательной организации, а иногда отсутствие спортивного зала;

отдаленность школы от других общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Разнообразие направлений деятельности ШСК в полной мере способствует гармоничному развитию личности каждого ребенка, формирует его активную жизненную и гражданскую позицию, мотивирует на участие в деятельности ШСК, спортивно-массовых мероприятиях, программах воспитания и социализации.

Школьный спортивный клуб в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся призван обеспечивать многообразие внеурочных форм исходя из возможностей общеобразовательной организации и количества обучающихся, а также:

организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, общение обучающихся разных классов во внеурочной деятельности;

рационально объединить классы, возрастной диапазон не должен превышать 3-4 года;

команды для участия в соревнованиях могут быть "сборными", состоящими из обучающихся разных классов;

учтёт возрастных особенностей детей при реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности.

Малая наполняемость классов дает учителю возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими.

Эффективность работы малокомплектной общеобразовательной организации определяется условиями, связанными с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы.