ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 марта 2023 года N 142

Об установлении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении органами федеральной службы безопасности лицензионного контроля за видами деятельности, предусмотренными пунктами 1-3 и пунктом 4 (в пределах компетенции ФСБ России) части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"



В соответствии с пунктом 2 статьи 2 и статьей 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", частью 2 статьи 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, перечнем федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957,

приказываю:

1. Установить:

сроки и последовательность административных процедур при осуществлении органами федеральной службы безопасности лицензионного контроля за разработкой, производством, распространением шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнением работ, оказанием услуг в области шифрования информации, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (приложение N 1 к настоящему приказу);

сроки и последовательность административных процедур при осуществлении органами федеральной службы безопасности лицензионного контроля за разработкой, производством, реализацией и приобретением в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (приложение N 2 к настоящему приказу);

сроки и последовательность административных процедур при осуществлении органами федеральной службы безопасности лицензионного контроля за деятельностью по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (приложение N 3 к настоящему приказу);

сроки и последовательность административных процедур при осуществлении органами федеральной службы безопасности лицензионного контроля за разработкой и производством средств защиты конфиденциальной информации (приложение N 4 к настоящему приказу).

2. Положения настоящего приказа применяются до 31 декабря 2024 г. включительно.

Директор
А.Бортников



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

31 марта 2023 года,

регистрационный N 72831

     

     Приложение N 1
к приказу ФСБ России
от 25 марта 2023 года N 142

     

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении органами федеральной службы безопасности лицензионного контроля за разработкой, производством, распространением шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнением работ, оказанием услуг в области шифрования информации, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

     

I. Общие положения

1. Лицензионный контроль за разработкой, производством, распространением шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнением работ, оказанием услуг в области шифрования информации, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляется в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию (лицензии) на лицензируемый вид деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

________________

Далее - государственный контроль.

Далее - лицензиат, если не оговорено иное.

Далее - Федеральный закон.

2. Государственный контроль осуществляют органы федеральной службы безопасности, уполномоченные осуществлять лицензирование соответствующей деятельности:

________________

Далее - лицензирующие органы.

1) Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России:

в отношении лицензиатов, зарегистрированных на территориях города Москвы и Московской области, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (приложение к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем ителекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313);

________________

Далее - Перечень, Положение соответственно.


в отношении лицензиатов, зарегистрированных на территориях иных субъектов Российской Федерации, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктами 1, 4-6 и 10 Перечня;

2) территориальные органы безопасности (за исключением Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области) в отношении лицензиатов, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктами 2, 3, 7-9, 11-28 Перечня.

3. Предметом государственного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, установленных пунктом 6 Положения.

4. Государственный контроль осуществляется в форме проведения лицензирующими органами в отношении лицензиатов плановых (внеплановых) документарных и (или) выездных проверок.

________________

Далее - проверка, если не оговорено иное.

5. Проверка проводится на основании приказа начальника лицензирующего органа, оформляемого в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. N 199, от 30 сентября 2011 г. N 532 и от 30 сентября 2016 г. N 620).

________________

Часть 1 статьи 14 Федерального закона.

Зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915. Далее - приказ Минэкономразвития России N 141.

Зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702.

Зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264.

Зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118.

6. Для проведения проверки лицензирующим органом назначаются не менее двух должностных лиц.

По решению начальника лицензирующего органа к проведению выездной проверки привлекаются эксперты, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицензиатом, в отношении которого проводится указанная проверка, и не являющиеся аффилированными лицами лицензиата.

________________

Часть 6 статьи 12 Федерального закона.

7. При изменении должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, или вида проверки оформляется новый приказ начальника лицензирующего органа о проведении проверки.

8. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

________________

Часть 1 статьи 13 Федерального закона.


В отношении одного лицензиата, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

________________

Часть 2 статьи 13 Федерального закона.


В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц лицензирующего органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен начальником лицензирующего органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

________________

Часть 3 статьи 13 Федерального закона.

9. Срок проведения проверки в отношении лицензиата, являющегося юридическим лицом, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

________________

Часть 4 статьи 13 Федерального закона.

II. Организация плановой проверки

10. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых проверок лицензиатов, утверждаемых начальниками лицензирующих органов.

________________

Далее - планы проверок.


Основания для включения плановой проверки лицензиата в план проверок указаны в пунктах 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона.

Планы проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.

11. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, лицензирующие органы направляют проекты планов проверок в органы прокуратуры.

________________

Часть 6 статьи 9 Федерального закона.

12. Органы прокуратуры рассматривают проекты планов проверок на предмет законности включения в них лицензиатов и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения начальникам лицензирующих органов об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных лицензиатов совместных плановых проверок.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»