Недействующий

Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (не действует на основании письма Минпросвещения России от 01.07.2024 № ДГ-1105/07)

II. Цели, задачи деятельности психологической службы и приоритетные направления ее развития


Реализация Концепции вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 474.

В рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" сформулирована цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:

обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от их места проживания;

обеспечение качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей;

совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;

проведение научных исследований;

развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;

совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования;

содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья, а также развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;

реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;

участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;

проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

сотрудничество педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;

содействие в позитивной социализации детей;

организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

профилактика социального сиротства;

содействие реализации программ воспитания обучающихся;

участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;

психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;

психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;

профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;

психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

Обозначенные цель и задачи деятельности психологической службы определяют необходимость ее эффективного функционирования в каждом субъекте Российской Федерации, совершенствование психодиагностического, развивающего и коррекционного инструментария психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), и других аспектов деятельности психологической службы.