"Приложение N 18
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки
от 29 ноября 2021 года N 1533
Форма
QR-код |
Проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программа магистратуры
1. Наименование вида контроля, внесенного в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. | |
2. Наименование контрольного (надзорного) органа: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. | |
3. Форма проверочного листа утверждена приказом Рособрнадзора от 29.11.2021 N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования". | |
4. Объект контроля (надзора), в отношении которого проводится плановая выездная проверка | |
(далее - проверка): | |
5. Наименование юридического лица, его идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер, адрес юридического лица в пределах места нахождения (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), являющегося контролируемым лицом: | |
6. Место (места) проведения проверки с заполнением проверочного листа: | |
7. Реквизиты решения Рособрнадзора о проведении проверки, подписанного уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора: | |
8. Учетный номер проверки: | |
9. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований: |
N | Список контрольных вопросов | Реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования | Ответы на вопросы ("да"/"нет"/ | Примечание |
1. | Реализуются ли организаций, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно - организации, образовательные программы): | |||
- программы специалитета - по специальностям высшего образования - специалитета? | магистратуры (далее - Порядок N 245) | |||
- программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры? | ||||
________________ Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. N 245 (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2021 г., регистрационный N 64644) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 2 марта 2023 г. N 244 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2023 г., регистрационный N 72715). Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года. | ||||
2. | Разработаны ли и утверждены ли организацией, самостоятельно образовательные программы? | |||
3. | Разработаны ли организацией образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами? | |||
4. | Разработаны ли организацией, имеющей право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), соответствующие образовательные программы на основе таких образовательных стандартов? | |||
________________ Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 41, ст.6959. | ||||
5. | Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии)? | |||
6. | Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся? | |||
7. | Содержит ли образовательная программа, утвержденная организацией: | |||
- календарный учебный график? | ||||
- рабочие программы дисциплин (модулей)? | ||||
- оценочные материалы? | ||||
- методические материалы? | ||||
- рабочую программу воспитания? | ||||
- календарный план воспитательной работы? | ||||
- формы аттестации? | ||||
8. | Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ в области информационной безопасности с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации? | |||
9. | Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне? | |||
10. | Имеют ли среднее общее образование лица, допущенные к освоению программ бакалавриата или программ специалитета? | |||
11. | Имеют ли высшее образование любого уровня лица, допущенные к освоению программ магистратуры? | |||
12. | Реализуются ли образовательные программы по формам обучения, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, самостоятельно разработанными и утвержденными образовательными организациями высшего образования, имеющими такое право в соответствии с Федеральным законом N273-Ф3 (далее вместе - образовательные стандарты)? | |||
13. | Определены ли язык, языки образования локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации? | |||
14. | Осуществляется ли образовательная деятельность по образовательным программам на государственном языке Российской Федерации, если локальными нормативными актами организации не установлено иное? | |||
15. | Осуществляется ли преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами? | |||
16. | Соблюдено ли организацией требование о том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации? | |||
17. | Реализует ли организация образовательную программу, предусматривающую получение высшего образования на иностранном языке в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации? | |||
18. | Обеспечивает ли организация осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленной образовательной программой, а именно: | |||
- планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы? | ||||
19. | Обеспечивает ли организация при реализации образовательных программ обучающимся возможность: | |||
- освоения элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей)? | ||||
- одновременного получения нескольких квалификаций в порядке, установленном локальным нормативным актом организации? | ||||
20. | Осваиваются ли в обязательном порядке элективные дисциплины (модули), избранные обучающимися? | |||
21. | Не превышает ли годовой объем образовательной программы при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении объем образовательной программы, установленный образовательным стандартом? | |||
22. | Установлена ли организацией величина зачетной единицы? | |||
23. | Осуществляется ли получение высшего образования по образовательной программе в сроки, установленные образовательным стандартом вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий? | |||
24. | Соблюдается ли организацией требование о том, что в срок получения высшего образования по образовательной программе не включаются время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение? | |||
25. | Не превышает ли продолжительность курса, включающая время обучения и время каникул, 366 календарных дней? | |||
26. | Определены ли организацией периоды обучения - учебные годы (курсы), а также периоды обучения, выделяемые в рамках курсов (семестры и (или) триместры), а также периоды освоения модулей, выделяемые в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе? | |||
27. | Соблюдается ли организацией требование о том, что срок начала учебного года по очной форме обучения может быть перенесен не более чем на 2 месяца? | |||
28. | Составляет ли общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом: | |||
- при продолжительности учебного года не менее 100 календарных дней и не более 300 календарных дней - не менее 21 календарного дня и не более 49 календарных дней? | ||||
- при продолжительности учебного года менее 100 календарных дней | ||||
29. | Соблюдается ли организацией требование о том, что осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится? | |||
30. | Обеспечивает ли организация при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе: | |||
- проведение практик? | ||||
- проведение промежуточной аттестации обучающихся? | ||||
- проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся? | ||||
31. | Проводятся ли занятия в соответствии с расписанием? | |||
32. | Исключила ли организация при составлении расписаний занятий, проводимых в форме контактной работы, нерациональные затраты времени обучающихся? | |||
33. | Проводятся ли организацией занятия продолжительностью не более 90 минут с перерывами между занятиями не менее 5 минут? | |||
34. | Проводятся ли занятия семинарского типа для одной учебной группы? | |||
35. | Формируются ли учебные группы с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке)? | |||
36. | Осуществляется ли организация образовательного процесса по образовательным программам при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, в соответствии с Порядком N 245 и локальными нормативными актами организации? | |||
37. | Принимается ли организацией решение об ускоренном обучении обучающегося на основании его личного заявления? | |||
38. | Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану? | |||
39. | Соблюдается ли организацией при ускоренном обучении по образовательной программе порядок реализации сокращения срока получения высшего образования, установленный пунктом 32 Порядка N 245? | |||
40. | Осуществляет ли организация текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся? | |||
41. | Установлены ли локальными нормативными актами организации формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности? | |||
42. | Включает ли порядок проведения промежуточной аттестации в себя шкалу оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок? | |||
43. | Осуществляется ли организацией зачет результатов обучения, освоенных обучающимися в других организациях, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ? | |||
44. | Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и формы зачета организацией результатов обучения, освоенных обучающимися внутри организации? | |||
45. | Учитываются ли в качестве результатов промежуточной аттестации зачтенные результаты обучения? | |||
46. | Устанавливает ли организация для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике? | |||
47. | Предоставляется ли обучающемуся возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз с проведением указанной аттестации комиссией, созданной организацией, если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз? | |||
48. | Утверждается ли организацией индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и государственной итоговой аттестации, после зачисления экстерна в срок не позднее одного месяца с даты зачисления? | |||
49. | Допускаются ли к государственной итоговой аттестации обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам? | |||
50. | Выдаются ли организацией лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, документы об образовании и о квалификации? | |||
51. | Выдается ли организацией справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, лицам, не прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации? | |||
52. | Предоставляются ли обучающимся по образовательным программам после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования? | |||
53. | Выдается ли из личного дела документ об образовании или документ об образовании и о квалификации, предоставленный при поступлении в организацию, лицу, окончившему обучение в организации, выбывшему до окончания обучения из организации, а также обучающемуся по его заявлению? | |||
54. | Осуществляется ли организацией обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся? | |||
55. | Созданы ли организацией специальные условия обучения, воспитания и развития для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя: | |||
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, иной учебной литературы бесплатно? | ||||
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования? | ||||
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков? | ||||
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий? | ||||
- обеспечение доступа в здания организаций? | ||||
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья? | ||||
56. | Обеспечивается ли организацией в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья: | |||
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля)? | ||||
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь? | ||||
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы)? | ||||
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации? | ||||
б) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: | ||||
- обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации? | ||||
3) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия: | ||||
- возможность пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений? |
10. Дата заполнения проверочного листа | |||
(Должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица Рособрнадзора, проводившего проверку и заполнившего проверочный лист) | (подпись) |
".