Основными этапами процедуры риск-менеджмента для здоровья работников являются (см. рисунок 1):
_______________
Последовательность этапов процедуры риск-менеджмента для здоровья работников может изменяться в зависимости от специфики деятельности организации, ее масштаба, целей в области организации медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников.
1) определение области применения процедуры риск-менеджмента для здоровья работников на основе области применения системы менеджмента медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников организации;
2) определение входных данных для оценки рисков (контекста) в соответствии с общей политикой организации в сфере управления рисками для здоровья работников;
3) определение критериев допустимости рисков;
4) идентификация всех потенциальных факторов рисков для здоровья работников с учетом инцидентов как связанных с трудовой деятельностью (внутренние), так и не связанных (внешние), а также формирование перечня всех возможных последствий воздействия соответствующего фактора;
5) определение уровня рисков путем оценки вероятности и значимости последствий при реализации каждого риска в отдельности с применением методов качественной, количественной и полуколичественной (смешанной) оценки;
6) оценивание риска посредством сопоставления с уровнем допустимого риска для организации;
7) разработка и реализация плана(ов) действий по управлению рисками (при выявлении рисков для здоровья работника(ов), имеющих недопустимый уровень, разработка корректирующих и предупреждающих действий должна быть проведена незамедлительно и в обязательном порядке).
При реализации планов по управлению рисками организация должна руководствоваться критериями допустимости и недопустимости риска. Принятие допустимого риска предусматривает обязательный мониторинг данного риска с регулярностью, определяемой в соответствии с нормативными и иными требованиями, а также с общей политикой организации по управлению рисками для здоровья работников. Управление недопустимыми рисками строится на следующих принципах:
- снижения негативного эффекта путем избегания риска (уклонения от риска), например применения мер инженерного контроля (средства коллективной защиты) или мер административного контроля (сокращение времени экспозиции за счет изменения продолжительности рабочих смен, ротации персонала) и т.п.;
- снижения вероятности наступления риска путем устранения или нивелирования риска (смягчения или ослабления риска), например отказа от определенного вида работ, или изменение технологии, исключающей использование оборудования или материалов, обеспечивающих высокий риск;
- передачи и/или разделения риска с другой стороной, например профильной подрядной организацией.
В рамках управления рисками для здоровья работников организация может использовать страхование рисков, что не изменяет их уровень, но снижает негативный эффект для организации;