Действующий

О направлении методических рекомендаций

II. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей

 

2.1. В соответствии с Целевой моделью организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей и региональный навигатор. Персонифицированный учет представляет собой целостную систему регистрации контингента детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (программам спортивной подготовки), предпочтений таких детей, их родителей (законных представителей) и формирования системой дополнительного образования предложения, соответствующего в комплексе как предпочтениям, так и приоритетам социально-экономического, национального и культурного развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Персонифицированный учет должен соответствовать следующим принципам:

а) прозрачность механизмов персонифицированного учета, обеспечивающая возможность проведения проверки любых элементов учета на предмет точности, достоверности и полноты описания;

б) целостность и связанность данных персонифицированного учета, обеспечивающая сопоставления элементов учета (образовательных организаций, дополнительных общеобразовательных программ (программ спортивной подготовки), детей и их родителей (законных представителей) и др.) по уникальным идентификаторам;

в) единая структура управления механизмами персонифицированного учета, в том числе с помощью информационной системы регионального навигатора;

г) управление системой дополнительного образования детей, основанное на данных персонифицированного учета.

Ответственность за реализацию персонифицированного учета в субъекте Российской Федерации несет региональный модельный центр.

Механизмы персонифицированного учета отличаются в зависимости от вида элемента учета.

2.1.1. Персонифицированный учет детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательных программам (программам спортивной подготовки), осуществляется с помощью сертификата дополнительного образования, являющегося электронной реестровой записью, учитываемой в информационной системе регионального навигатора (далее - сертификат).

Сертификат должен иметь уникальный число-буквенный идентификатор. Один сертификат может быть присвоен только одному ребенку, для чего, в том числе, рекомендуется использовать страховой номер индивидуального лицевого счета ребенка. Реестр сертификатов ведется в электронном виде в региональном навигаторе.

При зачислении на обучение по дополнительной общеобразовательной программе (программе спортивной подготовки) обязательно использование сертификата. В случае, если у ребенка при подаче заявления на обучение отсутствует сертификат, рекомендуется одновременно с обработкой заявления на обучение по дополнительной общеобразовательной программе (программе спортивной подготовки) сформировать соответствующую запись в реестре сертификатов.

Следует учитывать необходимость соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (ИСПДн), не имеющих статуса государственной информационной системы, определяются требованиями Приказа ФСТЭК N 21 от 18 февраля 2013 г. "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (далее - Приказ N 21). Согласно пункту 6 Приказа оценка эффективности реализованных в рамках системы защиты персональных данных мер по обеспечению безопасности персональных данных проводится оператором самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Указанная оценка проводится не реже одного раза в 3 года. Требования к процедуре оценке эффективности реализованных мер по защите персональных данных оператором ИСПДн не определены, оператор ИСПДн производит оценку эффективности реализованных мер по защите персональных данных согласно локальным актам оператора ИСПДн самостоятельно или с привлечением специализированной организации.

Меры по обеспечению безопасности персональных данных в отношении государственных информационных систем согласно подпункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов) предусматривают обязательность аттестации таких информационных систем на основании приказа ФСТЭК N 17 от 11.02.2013 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Требования). Пункт 13 Требований устанавливает, что для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, в том числе, проводится аттестация информационной системы по требованиям защиты информации. Согласно пункту 17 Требований аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы Требованиям.

Необходимо предусмотреть механизмы соблюдения права родителей (законных представителей) детей отказаться от обработки их персональных данных и/или персональных данных детей в региональном навигаторе. В этом случае обработка указанных данных осуществляется только на бумажном носителе, а в реестр сертификатов вносится обезличенная запись о выданном сертификате, в которой указываются исключительно уникальный идентификатор сертификата и дата рождения ребенка, необходимая для контроля за достижением им возраста 18 лет. Копии документов, подтверждающих личность ребенка, его родителя (законного представителя) хранятся в региональном модельном центре.

Таким образом, отсутствие персональных данных ребенка в региональном навигаторе не влечет за собой отказ в предоставлении доступа ребенка к обучению по дополнительной общеобразовательной программе.

2.1.2. Персонифицированный учет предпочтений детей, их родителей (законных представителей) осуществляется для учета запроса детей, их родителей (законных представителей) на реализацию конкретных образовательных программ, развитие определенных направленностей дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в связке с перспективными профессиями.

Персонифицированный учет предпочтений детей, их родителей (законных представителей) организуется региональным модельным центром, преимущественно с использованием функционала регионального навигатора с помощью следующих механизмов:

а) учет всех дополнительных общеобразовательных программ (программ спортивной подготовки), обучение по которым проходит ребенок

б) учет посещаемости дополнительных общеобразовательных программ (программ спортивной подготовки)

в) учет переноса (отмены) занятий по дополнительным общеобразовательным программам (программам спортивной подготовки)

г) учет заявок на обучение, поданных детьми, их родителями (законными представителями), обучение по которым не началось, с обязательным указанием причины (например, отзыв заявки на обучение заявителем, отказ образовательной организации по причине заполненности группы, наличие медицинских противопоказаний для занятия отдельными видами спорта и другие)

д) организация сбора, обработки и анализа мнения детей, их родителей (законных представителей) о дополнительных общеобразовательных программах (программах спортивной подготовки), а также их запросах на реализацию образовательных программ

е) учет достижений детей, в том числе проявивших выдающиеся способности (например, победы и призовые места в конкурсных мероприятиях различного уровня) во взаимосвязи с педагогическими работниками, образовательными программами, образовательными организациями, оказавшими наибольшее влияние на достижения детей

ж) учет результатов деятельности педагогических работников в части достижений детей, наставничества, обучения или преподавательской деятельности по программам повышения квалификации

Система персонифицированного учета предпочтений детей, их родителей (законных представителей) должна быть построена на принципах связанности всех данных, используемых для персонифицированного учета, возможности анализа таких данных с выводом отчетов как в виде экранных форм, так и в форматах Microsoft Office Documents (Word, Excel).

2.1.3. Формирование предложения системы дополнительного образования для детей, их родителей (законных представителей)

В соответствии с пунктом 4.4 Целевой модели, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется учет перечней образовательных программ, доступных для прохождения обучения по ним детьми, имеющими сертификаты: