ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 декабря 2022 года N КВ-4-14/17900@

[О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2022)]



Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2022)" (далее - Обзор).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.

В.Г.Колесников



Приложение



Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2022)



1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Установив, что общество представило на государственную регистрацию документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указав в заявлении сведения о несуществующем адресе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что сам по себе факт регистрации договора аренды недвижимости Управлением Росреестра не свидетельствует о наличии соответствующего адреса в границах населенного пункта, в котором общество планирует осуществлять предпринимательскую деятельность.

По делу N А07-9326/2021 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции N 50755А от 30.11.2020 об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица-общества.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2022 заявление общества удовлетворено.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

23.11.2020 общество обратилось в регистрирующий орган - Инспекцию с заявлением по форме N Р13001 об изменении адреса общества на Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, с.Воецкое, ул.Полевая, д.1 (вх. N 50755А), к заявлению прилагалась копия договора аренды нежилого помещения (строения).

В листе "Б" представленного в регистрирующий орган заявления по форме N Р13001 в качестве заявленного адреса общества было указано: Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, с.Воецкое, ул.Полевая, д.1.

По результатам рассмотрения представленного пакета документов, регистрирующим органом 30.11.2020 принято решение об отказе в государственной регистрации N 50755А по основаниям, указанным в подпункте "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Регистрирующим органом указано, что в федеральной государственной информационной системе (ФИАС) отсутствуют сведения об объекте недвижимости, расположенного по адресу, указанному заявителем.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставленные на государственную регистрацию обществом документы отвечают требованиям законности и достоверности, содержащейся в них информации, так как новый адрес, предоставленный для государственной регистрации обществом - действительный, фактически существует, не является вымышленным, иного материалы дела не содержат. Доводы регистрирующего органа о том, что в перечне существующих адресов в ФИАС заявленный адрес отсутствует, тем самым внести изменения не представляется возможным, судом отклонены как необоснованные.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).

Нарушение требований к оформлению заявления является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).

В заявлении общества, поданного по форме N Р130001, в листе "Б" в качестве заявленного адреса указано: Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, с.Воецкое, ул.Полевая, д.1.

Податель заявления на государственную регистрацию - общество не является собственником недвижимого имущества.

Указанное помещение передано заявителю по договору аренды нежилого помещения (строения) N 1-8/20-АР от 18.08.2020, заключенного с ООО "У.", договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.

Вместе с тем, сам по себе факт регистрации договора Управлением Росреестра не свидетельствует о наличии такого адреса в границах населенного пункта, в котором общество планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку Управлением Росреестра при совершении регистрационных действий руководствуется положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", проверяя лишь наличие у сторон сделки прав на недвижимое имущество.

В настоящем деле факт наличия у ООО "У." прав на недвижимое имущество - нежилое помещение (строение) Склад, 1-этажный, общая площадь 1015 кв.м, инв. N 9732, лит.А, кадастровый номер 02:36:000000:1087, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, с.Воецкое, ул.Полевая, д.1, никем не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Вместе с тем наличие объекта недвижимости и прав собственности на него у третьего лица, предоставившего объект для аренды, не является безусловным основанием для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, в части адреса.

Решение инспекции об отказе в государственной регистрации мотивировано тем, что в перечне существующих адресов в ФИАС заявленный адрес местонахождения заявителя отсутствует.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Во исполнение данной нормы Правительством РФ постановлением от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила N 1221).

В соответствии с пунктом 6 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

В соответствии с пунктом 7 названных Правил N 1221 присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется как по собственной инициативе уполномоченными органами, так и на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27, 29 Правил N 1221.

Как следует из содержания пункта 27 Правил N 1221, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе.

Источником информации об адресе, в том числе о наименованиях элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, номерной части являются соответствующие уполномоченные органы.

В данном деле органом являющимся источником информации является - Администрация сельского поселения Шариповский сельсовет Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, которая была привлечена судом к участию в деле в качестве третьего лица.

В своих пояснениях, представленных суду как первой, так и апелляционной инстанций, Администрация сельского поселения Шариповский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан пояснила обстоятельства смены адресов и исключения адреса ул.Полевая из улично-дорожной сети с.Воецкое.

Решением N 236 Совета сельского поселения Шариповский сельсовет муниципального района Куншаренковский район от 10.06.2020 присвоены наименования улицам, расположенным в границах населенного пункта с.Воецкое сельского поселения Шариповский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан: а) Павловой, б) Покровская, в) Николаева.

Постановлением Главы сельского поселения Шариповский сельсовет МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан N 74 от 15.06.2020 присвоены наименования улично-дорожной сети с.Воецкое: ул.Павловой, ул.Покровская, ул.Николаева.

Таким образом, в связи с присвоением наименований улицам, расположенным в границах населенного пункта с.Воецкое сельского поселения Шариповский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан в с.Воецкое, в настоящее время нет ул.Полевая.

В квартале 02:36:180202 располагается новый квартал с тремя улицами: ул.Николаева, ул.Покровская и ул.Павловой, которые находятся в частной собственности. Объект с кадастровым номером 02:36:180202:149 фактически расположен по ул.Павловой.

Доказательств того, что до даты вынесения оспариваемого решения N 50755А от 30.11.2020 собственник обращался в Администрацию с заявлением о присвоения адреса, в материалы дела не представлено.

В связи с этим, отказ Инспекции в государственной регистрации изменений в части адреса общества на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является правомерным, поскольку общество представило на государственную регистрацию документы, оформленные с нарушением требований Закона N 129-ФЗ, указав в заявлении по форме N Р13001 в листе "Б" сведения о несуществующем адресе.

1.2. Указание регистрирующего органа в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации на выявленные расхождения в налоговой отчетности, приводящими к занижению налоговой базы, суды посчитали несостоятельным. Положениями Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.

По делу N А19-6157/2022 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции о признании недействительным решения инспекции от 18.02.2022 N 134А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2022 года по делу N А19-6157/2022 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 11.01.2022 А.С.А. в регистрирующий орган были представлены документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы.

По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией 18.02.2022 принято решение N 134А об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью содержащихся в представленных документах сведений.

Судом установлено, что в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества указан адрес: 664514, Иркутская область, Иркутский район, д.Грановщина, ул.Василия Шукшина, 27. Данный адрес является местом регистрации единоличного исполнительного органа общества А.С.А.

Согласно представленному в инспекцию нотариально заверенному согласию 38 АА 3671920 от 11.01.2022, собственник помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д.Грановщина, ул.Василия Шукшина, 27 А.С.А. выразил согласие на регистрацию общества по вышеуказанному адресу.

Доказательств, свидетельствующих о том, что регистрация Общества по адресу который является местом регистрации его постоянно действующего исполнительного органа нарушает права и законные интересы других граждан инспекцией не представлено. Учитывая, что Жилищный кодекс РФ допускает использование жилого помещения в предпринимательской деятельности, суд считает, что у регистрирующего органа не имелось оснований для вывода о формальном намерении изменить адрес общества.

Указание регистрирующего органа в оспариваемом решении на выявленные расхождения в налоговой отчетности, приводящими к занижению налоговой базы, суд считает несостоятельным. Положениями Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.

1.3. Использование в фирменном наименовании юридических лиц двух организационно-правовых форм недопустимо, независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет.

По делу N А40-126394/22-94-952 Г.Е.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Инспекция N 74634А от 10.03.2022 г. об отказе в государственной регистрации.

Суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 04.03.2022 в Инспекцию учредителями юридического лица - Ш.А.С., М.Е.Г., Ш.П.М., Г.Е.В. в электронном виде представлен комплект документов, в том числе Заявление о государственной регистрации юридического лица ООО "АССОЦИАЦИЯ ЖЕНЩИН КИНОПРОДЮСЕРОВ" при создании на основании решения учредителей об учреждении ООО "АССОЦИАЦИЯ ЖЕНЩИН КИНОПРОДЮСЕРОВ" (протокол N 1 общего собрания учредителей) от 02.03.2022.

По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией 10.03.2022 принято решение N 74634А об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренными подпунктом "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с несоответствием наименования юридического лица требованиям федерального закона.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Учитывая изложенное, фирменное наименование общества на русском языке, помимо слов "с ограниченной ответственностью" и (или) аббревиатуры "ООО", не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму.

В силу пункта 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.8 ГК РФ, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Наименование заявителя на момент обращения в регистрирующий орган содержало словосочетание "общество с ограниченной ответственностью" и слово "ассоциация", то есть наименование юридического лица содержало две организационно-правовые формы.

Вместе с тем, из спорного наименования юридического лица не следует, в какой организационно-правовой форме оно будет осуществлять свою деятельность: общества с ограниченной ответственностью либо ассоциации.

В данном случае смешение в наименования ООО "АССОЦИАЦИЯ ЖЕНЩИН КИНОПРОДЮСЕРОВ" двух организационно-правовых форм "общество с ограниченной ответственностью" и "ассоциация" может вводить участников гражданского оборота в заблуждение относительно вида деятельности заявителя.

Следовательно, использование в фирменном наименовании юридических лиц двух организационно-правовых форм недопустимо, независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»