2.1. Предметная область ОРВ
2.1.1. В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
2.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
а) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2.1.3. В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ не проводится в отношении:
а) проектов законов субъектов Российской Федерации об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные отношения;
в) проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
2.1.4. В целях проведения ОРВ при определении иной экономической деятельности рекомендуется руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-4513, согласно которой под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.
2.2. Рекомендуемый порядок проведения ОРВ
2.2.1. ОРВ рекомендуется проводить разработчику проекта нормативного правового акта. Результаты проведения ОРВ отражаются разработчиком в сводном отчете и публикуются в открытом доступе для проведения публичных консультаций.
2.2.2. При проведении ОРВ рекомендуется обеспечить:
а) определение проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, и измеримых целей, на достижение которых оно направлено;
б) объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования, начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования), посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
в) количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
г) свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и учет такого мнения. В целях получения максимального отклика от заинтересованных лиц все этапы и сроки ОРВ рекомендуется исчислять в рабочих днях;
д) разделение функций участников процедуры ОРВ путем закрепления за разработчиками обязанности по размещению уведомления, подготовке сводного отчета и проведению публичных консультаций, а за уполномоченным органом - обязанности по подготовке заключения об ОРВ;
е) обязательность наличия сводного отчета и заключения об ОРВ для проектов нормативных правовых актов, входящих в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ.
2.2.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования рекомендуется основывать на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении между собой и с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
2.2.4. Субъекты Российской Федерации могут предусмотреть градацию проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия и определить особенности проведения ОРВ для каждой степени в порядке проведения ОРВ в субъекте Российской Федерации.
2.2.5. При проведении ОРВ разработчику рекомендуется определить показатели, на основании которых можно сделать вывод о достижении или недостижении целей регулирования, и срок их оценки, который не должен превышать 5 лет. В случае принятия предлагаемого регулирования разработчику рекомендуется обеспечить мониторинг правоприменительной практики, в том числе сбор данных для расчета фактических значений указанных показателей.
2.2.6. В случае несогласия разработчика с выводами уполномоченного органа, изложенными в заключении об ОРВ, рекомендуется проводить согласительные процедуры по проекту нормативного правового акта.
2.3. Размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования
2.3.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, разработчику рекомендуется проводить публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.