УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 27 декабря 2022 года N 469
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2023 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2023 год (далее - Программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287);
приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2022 г. N 312 "Об утверждении Концепции внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341).
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области безопасности ГТС, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области энергетической безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
По состоянию на 1 октября 2022 г. под федеральным государственным надзором в области безопасности ГТС находилось 23374 ГТС (комплексов ГТС). Данные по ГТС (комплексам ГТС), находящимся под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов, представлены в таблице N 1.
Данные по ГТС (комплексам ГТС), находящимся под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов (по состоянию на 1 октября 2022 г.)
Наименование объектов | Количество ГТС | |
По видам назначения: | ||
объекты промышленности | 759 | |
объекты энергетики | 430 | |
объекты водохозяйственного назначения | 22185 | |
По классам: | ||
I класс | 154 | |
II класс | 292 | |
III класс | 4756 | |
IV класс | 18172 | |
По уровню безопасности: | ||
нормальный уровень | 4385 | |
пониженный уровень | 8196 | |
неудовлетворительный уровень | 8174 | |
опасный уровень | 2619 |
За 9 месяцев 2022 года под руководством и непосредственным участием Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора совместно с территориальными органами проведено 6 проверок по контролю выполнения ранее выданных предписаний, в том числе: 3 ГТС хвостохранилищ АО "Серебро Магадана", Майнской ГЭС филиала ПАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС им.П.С.Непорожнего", Кашхатау ГЭС филиала ПАО "РусГидро" - "Кабардино-Балкарский филиал", ГТС хвостохранилища ЗИФ ГОК "Кубака" в отработанном карьере "Главный" ООО "ОЗРК".
По результатам проверок установлено невыполнение 5 ранее выданных предписаний.
В связи с ограничительными мерами, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) отменены 14 плановых проверок центрального аппарата Ростехнадзора.
Ростехнадзором в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности за 9 месяцев 2022 года было проведено 1687 проверок, выявлено 6077 нарушений обязательных требований, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 646 индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц, общая сумма наложенных штрафов составила более 33481 тыс.руб., взыскано более 26648 тыс.руб.
Территориальными управлениями Ростехнадзора отменено 645 проверок, ранее запланированных к проверке на 2022 год в соответствии с утвержденными планами проверок.
За 9 месяцев 2022 г. на поднадзорных Ростехнадзору ГТС аварий, расследование причин которых осуществляет Ростехнадзор, не зарегистрировано (за аналогичный период прошлого года - 2 аварии).
За 9 месяцев 2022 г. и за аналогичный период прошлого года на поднадзорных Ростехнадзору ГТС несчастных случаев со смертельным исходом не зафиксировано.
На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены документы, информирующие поднадзорные субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, основные из которых следующие:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/acts/);
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/service/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-ikh-otdelnykh-polozheniy-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovan/index.php);
утвержденный проверочный лист (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/forma-proverochnykh-listov/);
перечни объектов контроля, учитываемые в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием класса (по адресу: http://waterinfo.ru/gts/do_search.php);
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/ischerpyvayushchiy-perechen-svedeniy-kotorye-mogut-zaprashivatsya-kontrolnym-nadzornym-organom-u-kon/);
программы профилактики рисков причинения вреда (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/);
сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, предоставляющего государственную услугу, действий (бездействия) его должностных лиц (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/service/complaint/dosudebnoe_objalovanie/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/public/law enforcement/);
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder).
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС представлены в таблице N 2.
Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС за 2021 г. и за 9 месяцев 2022 г.
N п/п | Наименование мероприятия | Количество мероприятий | |
2021 г. | 9 месяцев 2022 г. | ||
1. | Информирование контролируемых лиц и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий | 28 | 4703 |
2. | Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов) | 1 | 1 |
3. | Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего | 1555 | 1493 |
Увеличение количества мероприятий информирования за 9 месяцев 2022 г. связано с особенностями осуществления контрольной (надзорной) деятельности, введенными постановлением N 336.
Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии ГТС. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС приведены в своде правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр): для I класса - 510
, II класса - 5
10
, III класса - 2,5
10
, IV класса - 5
10
.
Вопросы безопасного состояния ГТС становятся актуальными особенно в периоды паводков и половодий. В такие периоды высока степень риска возникновения аварии ГТС, которые испытывают максимальную нагрузку от воздействия водного потока.