Среднедушевое потребление бумаги и картона приведено на рисунке 1.7. На данном графике можно выделить три группы стран. Первая группа - со среднедушевым потреблением 125-200 кг/чел. по данным 2020 года - включает страны с развитой экономикой (США, Канаду, Японию, Финляндию и другие страны Европейского союза), для которых характерно снижение объемов потребления на протяжении последних лет. Вторая группа стран - потребление на уровне 35-85 кг/чел. (Китай, Россия, Латинская Америка), третья - Индия и страны Африки - на уровне 7-15 кг/чел. И эти страны располагают максимальным потенциалом для дальнейшего роста.
Рисунок 1.7 - Среднедушевое потребление бумаги и картона в мире, кг/чел.
(источник - данные ФАО ООН, РАО "Бумпром")
Таблица 1.3 - Объемы и индексы среднедушевого потребления бумаги и картона в 2001-2020 гг. (источник - данные ФАО ООН, РАО "Бумпром")
Страна, регион | 2001 | 2020 | 20/01, % |
США | 310,7 | 194,6 | 62,7 |
Япония | 242,2 | 172,4 | 71,2 |
Канада | 295,5 | 135,7 | 45,9 |
Финляндия | 374,6 | 126,6 | 33,8 |
Китай | 31,5 | 85,6 | 271,5 |
МИР | 51,5 | 52,7 | 102,3 |
Россия | 25,9 | 48,8 | 188,8 |
Лат. Америка | 33,4 | 37,0 | 110,8 |
Индия | 4,5 | 12,9 | 289,7 |
Африка | 5,9 | 5,6 | 94,4 |
В настоящее время среднедушевое потребление бумаги и картона в России отстает от среднемирового уровня примерно на 4 кг/чел. Для обеспечения растущего спроса отечественного рынка до указанного уровня необходимо нарастить внутреннее потребление на 560 тыс. тонн бумаги и картона. Если ориентироваться на уровень развитых стран - около 100 кг/чел., то России необходимо, как минимум, в два раза увеличить внутреннее потребление, т.е. достичь показателя в 25 млн тонн бумаги и картона в год. Однако это возможно только при условии сбалансированного развития всех отраслей промышленности и экономики России в целом, и в первую очередь при условии непрерывного на протяжении ряда лет роста благосостояния и покупательной способности населения.
Увеличение объемов отечественного производства востребованных российским рынком видов бумажно-картонной продукции может стать логичным направлением реализации программы импортозамещения потребительской продукции в Российской Федерации.